пресса о спектакле «Макбет»

«Макбет» на Малой Бронной. Восставший из ада


Декорации спектакля представляют собой две металлические стенки, которые сходятся углом в сторону зрительного зала — во время начала спектакля они раздвигаются и вновь сдвинутся в конце (конец особенно впечатляет, но о нем лучше не читать, а увидеть собственными глазами). Цепи, качели, стены — будто в темнице для грешников разворачивается действие спектакля, где все герои уже в аду за свои грехи, разве что король Дункан (Владимир Яворский) кажется попавшим сюда случайно: его рассказы о птицах и природе — единственный светлый момент в этой истории. В остальном — два часа на сцене стоит мрак, драматизм накаляется, отдохнуть ни глазам, ни мыслям совершенно не на чем, идет постоянное нагнетание. Тут и понимаешь, что будь спектакль длиннее, его было бы сложнее воспринимать. Макбет в начале — словно мумия в бинтах, вышедшая из саркофага. Вот то самое «убитое тело», о котором говорит режиссёр — его Макбет, вернувшись героем с войны, уже не хочет больше убийств и крови. Но часто люди, видевшие войну, уже не могут быть прежними — психика будущего короля сломлена. Случайная ведьмочка (вместо трех шекспировских ведьм, в этой постановки всего лишь блондинистая девочка) предсказывает Макбету царство в будущем. Это предсказание роняет зерно тщеславия и жажды власти в душу главного героя. Не убивать — не значит дальше жить без смертей, «не убивать» становится для него — не делать это собственными руками. Тут и поддержка леди Макбет (Елена Николаева) рядом, а может и не только поддержка, а скорее сила, которая тоже жаждет власти и подталкивает к этому мужа. Насколько Макбет Даниила Страхова выглядит величаво и мощно, настолько же он слаб внутри. У него нет сил справиться с бременем власти, нет сил нести цепи, которые он сам на себя вешает. У него кровоточат раны и душа. Недаром он весь в бинтах. Но если тело еще можно забинтовать, то бинты для души он найти не может.

Читать полностью