люди театра
Bronnaya show %d0%ad%d1%84%d1%80%d0%be%d1%81  2

Анатолий Эфрос

Режиссер

Режиссёр театра и кино, педагог

Заслуженный деятель искусств РСФСР

Родился в Харькове 3 июля 1925 года в семье служащего авиационного завода. В середине 30-х гг. семья переехала в Москву. Во время Великой Отечественной войны в эвакуации Эфрос работал слесарем авиационного завода в Перми. С 1943 года там же посещал занятия сначала в студии К. Н. Воинова, затем в актерской студии Ю.А. Завадского при театре им. Моссовета. В 1945 году поступил на второй курс режиссёрского факультета ГИТИСа, который окончил в 1950 году (мастерская Н. В. Петрова и М. О. Кнебель).

В 1951 году поставил дипломный спектакль «Прага остается моей» Ю. Буряковского в театре ЦДКЖ, а затем спектакль «Приезжайте в Звонковое» А. Корнейчука в Московском областном драматическом театре им. А. Н. Островского. В 1952 году по распределению поступил в штат Рязанского областного драматического театра очередным режиссером, где за два сезона поставил восемь спектаклей: «Любовь Яровая» К. Тренева, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Любовь на рассвете» Я. Галана, «Горячее сердце» А.Н. Островского, «Девицы-красавицы» А. Симукова, «Камни в печени» А. Макаенка, «Когда ломаются копья» Н. Погодина, «Мачеха» О. де Бальзака.

В 1954 году направлен в качестве режиссёра-постановщика в Центральный детский театр, где встретился со своим институтским педагогом — Марией Кнебель, годом позже возглавившей театр, и под её «поощрительным надзором», по словам П. А. Маркова, в считанные годы сумел превратить забытый зрителями ЦДТ в один из самых интересных и популярных театров столицы. В ЦДТ Эфрос выпустил спектакли: «В добрый час», «В поисках радости», «Неравный бой», «Перед ужином» В. Розова, «Друг мой, Колька» А. Хмелика и др.

В конце 1963 года Эфрос был назначен на должность главного режиссера Московского театра им. Ленинского комсомола. За три года поставил спектакли: «В день свадьбы» В. Розова, «104 страницы про любовь» Э. Радзинского, «Мой бедный Марат» А. Арбузова, «Снимается кино» Э. Радзинского, «Каждому своё» С. Алешина, «Чайка» А. Чехова, «Судебная хроника» Я. Волчека, «Мольер» М. Булгакова.

В марте 1967 года Анатолий Эфрос был освобожден от должности главного режиссера театра им. Ленинского комсомола "как не обеспечивший правильного направления в формировании репертуара театра". Вместе с ним театр покинули актеры: В. Гафт, А. Дмитриева, М. Державин, Л. Дуров, И. Кириченко, Л. Круглый, В. Смирнитский, Г. Сайфулин, А. Ширвиндт, О. Яковлева.

В том же 1967 году Эфрос был назначен очередным режиссёром в Театр на Малой Бронной, из «Ленкома» ему разрешили взять с собой десять актёров-единомышленников. Однако первый же поставленный Эфросом на Малой Бронной спектакль, «Три сестры» А. Чехова, подвергся критике и в конце концов был запрещён. Была снята с репертуара театра и следующая работа режиссера - «Обольститель Колобашкин» по пьесе Э. Радзинского.

В 1967 году к руководству Театром на Малой Бронной пришел Александр Дунаев. Он не мешает Эфросу создавать свой театр внутри Театра на Малой Бронной - «театр Эфроса». В театре на Малой Бронной Анатолий Эфрос проработал до марта 1984-го года. За 17 лет работы Эфрос создал ряд спектаклей, ставших классикой советского театра, в их числе «Три сестры» А. Чехова, «Ромео и Джульетта» и «Отелло» У. Шекспира, «Месяц в деревне» И. Тургенева, «Женитьба» Н. Гоголя, «Дон Жуан» Ж.-Б. Мольера, «Веранда в лесу» И. Дворецкого, «Продолжение Дон Жуана» Э. Радзинского, «Дорога» В. Балясного (по поэме «Мертвые души» Н. Гоголя), «Лето и дым» Т. Уильямса, «Воспоминание» А. Арбузова, «Человек со стороны» И. Дворецкого, «Наполеон Первый» Ф. Брукнера, «Директор театра» И. Дворецкого и др.

Помимо театра, Анатолий Эфрос много работал на телевидении и радио, поставил ряд телеспектаклей, снял несколько телевизионных и кинофильмов, в том числе «В четверг и больше никогда», вошедший в число лучших картин советского интеллектуального кино. Среди телевизионных спектаклей Эфроса — «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» по М. Булгакову, «Страницы журнала Печорина» по М. Лермонтову, «Острова в океане» Э. Хемингуэя, «Дальше — тишина» В. Дельмар, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, «Месяц в деревне» И. Тургенева и др.

В 1984 году Эфрос был назначен главным режиссёром Театра на Таганке. Здесь он поставил «У войны не женское лицо» С. Алексиевич, «На дне» М. Горького, «Мизантроп» Ж.-Б. Мольера, возобновил «Вишнёвый сад» А. Чехова, поставленный им ещё в 1975 году и др.

Анатолий Эфрос также ставил спектакли в других театрах Москвы и за рубежом: в театре «Современник» («Никто» Э. де Филиппо), в Театре им. Моссовета («Дальше – тишина» В. Дельмар, «Турбаза» Э. Радзинского), МХАТ им. М. Горького («Эшелон» М. Рощина, «Тартюф» Ж.-Б. Мольера, «Живой труп» Л. Толстого), в Театре-студии Киноактера, Театре Тоэн (Токио, Япония), Театре Гатри (Миннеаполис, США), Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, ГИТИСе, Национальном театре (Хельсинки, Финляндия) и др.

Автор книг: «Репетиция – любовь моя» (1975), «Профессия режиссер» (1979), «Продолжение театрального рассказа» (1985).

Награжден Орденом Трудового Красного знамени, Орденом Дружбы народов.

Ушел из жизни 13 января 1987 года.