пресса о спектакле «Макбет»

Притча о безграничной губительной власти на все времена


Макбет – орудие и образ беспощадной власти, сметающей и разрушающей всё на своем пути. Но он не производит впечатления ослепленного ненавистью к врагам и соперникам тана или марионетки в руках жестокой судьбы. В сцене пророчества в начале спектакля отсутствуют образы классических трех ведьм, поведавших Макбету и Банко о великом будущем; вместо ведьм – маленькая хрупкая девочка в белом одеянии, которая почти шепотом рассказывает лишь о возможных переменах и в дальнейшем появляется не раз в течение действия (и жизни Макбета). Поэтому вряд ли последовавшие вероломства и зверства Макбета и его приспешников можно списать на силу убеждения девочки, которая являлась ему как во сне, или назвать Макбета жертвой мистического внушения, – Макбет поверил и захотел совершить то, во что он действительно верил и чего хотел сам. Вероятно, в сцене предсказания содержится одна из ключевых этических зацепок спектакля: кровавый Макбет – порождение его собственной воли к безграничной власти, он творец самого себя, шаг за шагом, убийство за убийством.

Читать полностью