пресса о спектакле «Макбет»

​Прогнило всё в шотландском королевстве

Прогнило всё в шотландском королевстве.

На московской сцене появился очередной шекспировский «Макбет». (Для дотошных друзей уточняю, что намеренно написал именно так, поскольку случалось видеть и не шекспировских). Ставят эту пьесу нынче мало: уж больно мрачна. Но режиссер Антон Яковлев решился и поставил спектакль в Театре на Малой Бронной. И актер нашелся на заглавную роль: трагический красавец - косая сажень в плечах - и к тому же медийная фигура Даниил Страхов. Не менее медийной Настасье Самбурской досталась роль леди Макбет.

На мрачный лад тебя настраивают с первых же минут действия, когда вышедшие на авансцену актеры "разрывают" огромную жутковатую серую стену, как будто приглашая тебя совершить экскурсию в преисподнюю (в финале после «экскурсии» стену опять соединят и прочно замуруют). Пространство, придуманное художником-постановщиком Николаем Симоновым, лаконично и аскетично. В нем, слава Богу, нет примитивных «величественных» фанерных башен замков, которые автору этих строк пришлось недавно лицезреть в одном провинциальном театре. В нынешнем спектакле кроме громадной зловещей стены на сцене водружена похожая на гроб жутковатого вида «купель», в которую погружаются оба главных героя перед судьбоносными событиями в своей жизни. Доминантой сценографического решения становятся свисающие с «небес» роковые цепи, которые в финале с оглушительным лязгом обрушатся на погрязшую в злобе и крови шотландскую землю. На одной из цепей в безмолвном прологе попробует повеситься Макбет. Но безуспешно.

Нет в спектакле и "рубки" на мечах, которая обычно ничего кроме чувства неловкости и соболезнования бедным актерам не вызывает. Хотя победоносные возгласы и панегирики славным воинам присутствуют и здесь. Правда, их выкрикивают одетые в разношерстные шинели-пальто молодые люди с мрачными застывшими лицами - приближенные короля Дункана. Бойцы этой «бригады» накрепко повязаны между собой какой-то незримой нитью. Но, при этом, отношения между ними волчьи: каждый при случае может порвать другому глотку и, наверное, подобно Макбету, мечтает о короне. «Белая ворона» в этой компании - сам король Дункан. Его роль блистательно играет Владимир Яворский Владимир Яворский (Vladimir Yavorsky). Признаюсь: никогда раньше этот персонаж не вызывал такого сочувствия, не «стрелял в душу». Этот Дункан смешон, наивен и трогателен. Он восторгается природой и пытается привить своим подданным любовь к ней, в частности, к орнитологии. Но без всякого успеха. И ты понимаешь, что такой король «с приветом», конечно, не жилец в этом королевстве. Его сын Малькольм, в исполнении талантливого молодого артиста Олега Кузнецова - тоже немного с придурью, ибо яблоко от яблони… Но у него бзик другого рода. Он явно себе на уме, его, судя по всему, вовсе не печалит убийство отца, потому что самому давно хочется надеть корону.

Надо признать, что каждый персонаж из этой компании своеобразен и значителен: и добродушный, простец Банко Александра Голубкова, и воинственно настроенный, неустрашимый Макдуф Ильи Антоненко, у которого тоже явно «двойное дно», и злобный Росс Дмитрия Цурского, пронизывающий своим волчьим взглядом всех вокруг, etc. Интересен главный герой: мощный, страстный, мятущийся и Макбет, слабохарактерность которого диссонирует с его бравым видом. Мечта о короне, судя по всему, зрела в его душе задолго до кровавого «проекта» его милой женушки. Иначе он так быстро не уступил бы ей. Но, при этом, ты видишь, как нелегко дается этому простодушному вояке переход от тайных мечтаний к решительным действиям. А уж, перейдя Рубикон, он «без страха и упрека» пускается во все тяжкие. (Недаром ведь говорят, что для убийц жажда крови несоизмерима ни с какими другими наслаждениями!) И в финале погибает ужасной смертью, задушенный дьявольским пластиковым черным мешком.

Видно, что леди Макбет яркой, азартной и обворожительной Настасьи Самбурской тоже давно настраивалась на решительный поворот в своей судьбе. Не было только повода. И вот он настал! Она торжествует. Но вдруг червь сомнения начинает постепенно заползать к ней в душу. И, в конце концов, доводит ее до потери рассудка. Актриса очень точно и эмоционально, хотя и без экзальтации играет процесс осознания глубины своего преступления и неотвратимости Божьей кары.

Главным сюрпризом спектакля стало отсутствие в нем… троицы ведьм-вещуний. Вместо них на сцене появляется сущий ангел - юная белокурая девочка в белоснежных одеждах, которая в программке названа Призраком. Этот Призрак-ангел, однако, ничего не пророчит Макбету, а как бы намекает, что все названное им может случиться в его жизни. Но выбирать стезю придется самому Макбету… (От всей души поздравляю с дебютом дивную Евдокию Яворскую и ее замечательного отца, благословившего свою дщерь на непростую актерскую стезю!)

В целом, несмотря на мрачность атмосферы спектакля (оно и понятно - не «Двенадцатая ночь», чай!), он смотрится на одном дыхании, чему способствует сценическая редакция А. Яковлева. Зрелище точно выстроено темпоритмически (хотя изредка случаются и зависания), роли неплохо разобраны, хорошо воспринимается текст в непривычном переводе Михаила Лозинского, актеры играют достойно, не позволяя себе излишнего пафоса и ломания рук. Поэтому уверен, что очередная встреча с шекспировской трагедией станет для истинного театрала событием.

Фото с сайта театра и со страницы Владимира Яворского.