пресса о спектакле «Макбет»

​«Макбет»: Шекспир в мусорных мешках

Театр на Малой Бронной открывает Год театра очередным прочтением классики — шекспировского «Макбета» в постановке Антона Яковлева, где заглавную роль играет Даниил Страхов.

Уже давно «не модно» ставить Шекспира напрямую — в соответствующих эпохе костюмах. Да и мечи, которыми орудуют герои, далеко не всегда появляются на сцене. В том и есть искусство театра, чтобы один и тот же текст прочесть максимально по-разному. Кто-то превращает «Макбета» в рассказ о шутках потусторонних сил, кто-то анализирует мотивы и историю леди Макбет.

Антон Яковлев же сконцентрирован на личности героя. Не зря в программке спектакля стоит цитата именно о нем: «Макбет не создан для жизни. Он — Бог Войны. Он устал убивать, устал умирать, устал от бесконечного чувства вины. <…> Впрочем, по сути этот Макбет уже мертв. Жива только оболочка». Вот почему постановка начинается со смерти героя. А может быть, с его второго рождения, громкого, захлебывающегося вдоха, с которым он срывает с головы мусорный мешок, чтобы узнать пророчество: «Да здравствует Макбет, грядущий наш король».

Даниил Страхов внешне не очень похож на бога войны, особенно в понятии средневековья. И все же он, несомненно, хорош. В смятении, напряжении, принятии решения, но еще лучше — в притворном спокойствии в середине пьесы, когда, по режиссерской задумке, отдает приказ об убийстве Банко на глазах у него самого.

Наверное, именно по причине важности Макбета многое другое уведено на второй план, включая неясный, расплывчатый образ леди Макбет. Все, что можно, сокращено или пересказано, спектакль длится чуть меньше двух часов без антракта. Резня в замке Макдуфа осталась за кадром, три ведьмы превратились в одну достаточно демоническую девочку в белом платье. Но зато раз за разом герои нагнетают обстановку, повторяя ключевые слова: «Да здравствует Макбет…», «Земля рождает пузыри…» — или: «Слетайтесь, вы, смертельных мыслей духи…»

«Макбет» — спектакль-паутина. Он давит, стесняет, сковывает, не выпускает, и предметы, постоянно появляющиеся на сцене, подчеркивают этот образ. Это мусорные мешки, в которых лежат тела убитых, а еще — путы, которыми Макбет связывает сам себя или свою жену. Это ванна, в которой супруги пытаются утопить зарождающиеся злые помыслы, а затем — смыть оставшуюся на руках кровь. Это черно-серые одежды, приглушенный свет и постоянный музыкальный фон на низких тонах, который в финале завершается неожиданным, но очень подходящим пассажем — треком американского композитора Клиффа Мартинеса из саундтрека к сериалу «Больница Никербокер».

Но такая насыщенность и плотность играет со спектаклем злую шутку. Сложно пребывать в напряжении два часа подряд. Глаз и разум ищут, на чем бы отдохнуть, но не находят, потому что каждую секунду принимается важное решение или совершается убийство. Шекспировский текст в переводе Лозинского сам обладает магией и притягивает внимание, но в таком исполнении он слушается тяжело. И «Макбет» на Малой Бронной — это постановка, безусловно, для подготовленного зрителя, который хорошо знаком с оригиналом и может сполна насладиться еще одним видением великой пьесы.