Ольга  Яковлева Народная артистка РСФСР
Ольга Яковлева

Родилась 14 марта 1941 года в Тамбове.

Ольга занималась во многих театральных студиях, в Алма-Ате закончила Театральную студию при ТЮЗе. Получив приглашение остаться в театре, уехала, однако, в Москву и поступила в Театральное училище им.Щукина (курс И.Рапопорта, А.Борисова), по окончании которого в 1962 году, была принята в труппу Театра имени Ленинского комсомола.

Судьба актрисы неразрывно связана с именем Анатолия Эфроса, который стал главным режиссером Театра им. Ленинского комсомола в 1964 году. В «Ленкоме» играла в спектаклях А.Эфроса: «Снимается кино» (Аня), «Сто четыре страницы про любовь» (Наташа), «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» (Арманда), «Мой бедный Марат» (Лика).

В конце 1960-х годов сыграла немало главных ролей в русской и зарубежной классике, продемонстрировав рост мастерства и разнообразие сценических красок: «Чайка» (Нина), «Три сестры» (Ирина). В современном и классическом репертуаре актрисе удаётся намеренно красочная манера игры, сопряжённая с передачей глубоких течений непростой душевной жизни своих героев.

В 1967 году вместе с А.Эфросом перешла в Театр на Малой Бронной, где режиссёр поставил свои лучшие спектакли, а Яковлева сыграла лучшие свои роли — в спектаклях «Три сестры» (Маша), «Месяц в деревне» (Наталья Петровна), «Лето и дым» (Альма), «Веранда в лесу», «Директор театра», «Наполеон Первый» (Жозефина).

Театральными событиями стали такие разные роли Яковлевой 1970-х, как шекспировские Джульетта и Дездемона («Ромео и Джульетта», «Отелло»), Эльвира («Дон Жуан» Ж. Б. Мольера), Лиза Хохлакова («Брат Алёша» по «Братьям Карамазовым» Ф. М. Достоевского), Агафья Тихоновна («Женитьба» Н. В. Гоголя).

Переход актрисы в Театр на Таганке был связан с назначением А.В.Эфроса на должность главного режиссёра этого театра. Актриса успела сыграть в новых его постановках три роли: Настю в «На дне» М.Горького (1984), Боди в спектакле «Прекрасное воскресенье для пикника» по пьесе Т.Уильямса и Селимену в мольеровском «Мизантропе».

После смерти Эфроса в 1987 году уехала во Францию, где жила и работала по 1991 год.

В Москву актриса вернулась в 1991 году. По приглашению А.Гончарова она пришла в Театр имени Вл.Маяковского, одновременно играя в различных московских театрах: Жозефину в восстановленном спектакле по пьесе Ф.Брукнера «Наполеон Первый» (Премия «Хрустальная Турандот», 1993), Мириам в спектакле «В баре токийского отеля» Т.Уильямса и Теодору Фельт в спектакле «Спуск с горы Морган» А.Миллера в Театре им. Вл.Маяковского. В Театре-студии под рук. О.Табакова — Софья Коломийцева («Последние» М.Горького, Государственная премия Российской Федерации, 1996), Мелисса («Любовные письма» А.Гурнея). В театре «Школа современной пьесы» — Анна («Без зеркал» Н.Климонтовича); во Французском культурном центре — Маргарита («Король умирает» Э.Ионеско).

С 2004 года Ольга Яковлева является актрисой МХТ имени А.П.Чехова. Участвовала в спектакле «Кабала святош» («Мольер»)" М.А.Булгакова. В настоящее время играет Гизу в спектакле «Кошки-мышки» по пьесе Иштвана Эркеня, Ноэми в пьесе «Немного нежности» Альдо Николаи, Джудит Блисс в «Весенней лихорадке» Ноэла Коуарда, бабушку в «Обрыве» И. А. Гончарова. Кроме того, участвует в спектакле «Путешествие Алисы в Швейцарию» (Лотта Галло) в Центре Драматургии и Режиссуры.

Своеобразный, мелодичный и очень выразительный голос Яковлевой способствует её плодотворной работе на радио (Маша в «Дубровском» А.С.Пушкина, Незнакомка в «Незнакомке» А.А.Блока и др.).

Ряд запоминающихся ролей создала она и на телевидении, в телепостановках Эфроса.

В 2003 году опубликовала книгу воспоминаний «Если бы знать…».