МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ

Купить билет Crop 1000%d1%85706 tragedii2
Название: МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ
Продолжительность: 2 часа 20 минут
Официальная премьера: 30 апреля 2019
Возрастные ограничения: 12+
Режиссёр-постановщик: Егор Арсенов
Хореограф: Анна Дельцова
Музыкальный руководитель: Инна Плеханова
Художник по свету: Глеб Бут

Аннотация:

Режиссер Егор Арсенов о спектакле: «Автор с предельной лаконичностью и точностью поверяет мировоззрение своих героев Смертью, при этом все действие «Маленьких трагедий» обращено к Жизни, к Свету. Персонажи спектакля находятся в точке переосмысления своего существования, в том моменте, когда Смерть становится безусловным мерилом Жизни, давая возможность ответить на ключевой вопрос - ради чего стоит жить, а уж тем более, умереть. В нашей постановке жизнеутверждающий текст Пушкина соединяет с реалиями современности бескомпромиссная музыка Курта Кобейна и группы Nirvana».

  • 10 сентября 2019, 20:00
  • 22 октября 2019, 20:00
  • Все даты
Small 37 image small
Жид
Заслуженный артист РФ
Владимир Ершов
Small 29 image small
Барон
Заслуженная артистка РФ
Екатерина Дурова
Small 6
Герцог
Small 29 image small
Сальери
Заслуженная артистка РФ
Екатерина Дурова
Small 37 image small
Гость
Заслуженный артист РФ
Владимир Ершов
Small 67 image small
Дон Карлос
Small 67 image small
Председатель
Small 28 image small
Молодой человек
Small 29 image small
Священник
Заслуженная артистка РФ
Екатерина Дурова

Пушкин - Это Наше. Все!

2 августа 2019
12.05.2019 Рубрика: КультураТекст: (писатель, телеведущий)Российская газетаОчень много маленького... На Малой сцене театра на Малой Бронной режиссер Егор Арсенов поставил "Маленькие трагедии" Пушкина. На этом месте маленькое кончается и начинается большое: режиссер, ... [ развернуть ]

12.05.2019

Рубрика: Культура

Текст: (писатель, телеведущий)

Российская газета

Очень много маленького... На Малой сцене театра на Малой Бронной режиссер Егор Арсенов поставил "Маленькие трагедии" Пушкина. На этом месте маленькое кончается и начинается большое: режиссер, актеры и, конечно, текст. "Маленькие трагедии" на Малой Бронной, конечно, не ровный спектакль, но - для меня - безусловно хороший. Здесь слышен невероятный пушкинский текст, здесь есть множество режиссерских находок, и здесь - мощные актерские работы, я бы даже так сказал: нет не мощных актерских работ. На маленькой сцене получился большой спектакль.

В свое время я ставил "Моцарта и Сальери" Пушкина. Этим спектаклем открывалась ныне знаменитая в Москве театральная сцена культурного центра Высоцкого на Таганке. Моцартом была Ирина Линдт, Сальери - Валерий Золотухин. А первый спектакль, который я поставил в своей жизни, был "Борис Годунов" в театре Ермоловой. То есть я довольно много работал с театральными текстами Пушкина и понимаю, насколько трудно поставить эти гениальные слова. Мне кажется, что в целом Егору Арсенову это удалось.

Как нам всем известно: современные молодые режиссеры очень любят выказывать себя, им представляется невероятно важным продемонстрировать шквал придумок, которые нередко к сути происходящего отношения не имеют. Арсенов пошел иным путем. Он как бы разгадывает пушкинский текст, если угодно, вскрывает его с помощью замечательных актеров, каждый из которых играет несколько ролей.

Подряд идут "Скупой" и "Моцарт и Сальери". На наших глазах Екатерина Дурова превращается из Скупого в Сальери. Делает это грандиозно. Вопроса: "Почему женщина играет мужчин?" - у меня не возникало. А почему пять бокалов "играют" пять сундуков? А почему висящая шинель "играет" каменного гостя? Потому что театр - это такая игра, здесь все и вся во что-то играет. Какие вопросы?

Арсенов как бы разгадывает пушкинский текст, вскрывает его с помощью замечательных актеров

Скупой у Дуровой - не мерзкий жадина, но человек, который занят таким "увлекательным" делом - собирает деньги. Ему не деньги сами по себе нравятся, а процесс их собирания. И вот уже умирать надо, а коллекцию денег некому передать. Ну разве не трагедия? Сальери Дуровой - не столько страдающий человек, сколько искренно недоумевающий: как же так несправедливо устроен мир, плачущий не над собой, но над миром.

Если Сальери - дама, то и Моцарт должен быть женщиной. Светлана Первушина играет так, что и это не вызывает вопросов. Для меня теперь Моцарт надолго будет с лицом Светланы. И я запомню теперь эту актрису, которая не только исполняет несколько ролей, но еще и поет, и танцует, и все делает блестяще.

Владимир Ершов играет крошечную роль Жида в "Скупом" так, что за этим человеком читается судьба, жизнь. Как он это делает? Пойди пойми. Олег Кузнецов - Альбер в "Скупом" и Председатель в "Пире во время чумы" - два абсолютно разных и ужасно интересных человека. Как и те образы, что создают в разных трагедиях Александр Голубков и Олег Хохлов.

Дмитрий Цурский - единственный, играющий одну роль. Но какую и как! Его Дон Гуан - в меру циничный и без меры уставший человек. Ему неинтересно любить жизнь, ему интересно ею пользоваться. И он ею пользуется, как может. Дон Гуана чаще всего исполняют таким неистовым безумцем, Цурский сыграл очень глубокого и по-настоящему страдающего человека - человека, у которого получается любовь с женщинами, но не выходит любовь с жизнью...

Когда я ставил "Моцарта и Сальери", я все время думал: почему пушкинские трагедии называются "Маленькие"? Маленькие в смысле объема или в смысле сути трагедии: мол, героев волнуют небольшие, по сути, трагедии. Арсенов поставил маленькие, но большие трагедии. Все герои спектакли люди глубоко страдающие.

Можно тысячу раз говорить и писать о том, что в театре нет мелочей, но увидеть спектакль, в котором каждая мелочь продумана, удается не так часто

В каждой маленькой трагедии кто-нибудь умирает. По сути, Пушкин сочинил человеческие истории, записанные в присутствии смерти. Этот отсвет будущей гибели лежит на каждом персонаже, и когда Сальери вместе с Моцартом травит и себя, это выглядит естественно. А что, разве, убив Моцарта, Сальери, по сути, не убил себя?

"Маленькие трагедии" на Малой сцене театра на Малой Бронной - спектакль очень качественный. Тут все высокого качества: от декораций и костюмов (художник-постановщик Вера Никольская) до очень точного света, который в некоторых моментах спектакля играет огромную смысловую роль (художник по свету Глеб Бут); от интересной хореографии, когда каждое поставленное движение или танец служат не для развлечения зрителей, а для раскрытия персонажей (хореограф Анна Дельцова) до точно подобранной музыки группы Nirvana (музыкальный руководитель Инна Плеханова). Можно тысячу раз говорить и писать о том, что в театре нет мелочей, но увидеть спектакль, в котором каждая мелочь продумана, удается не так часто.

Есть ли в спектакле недостатки? Да, есть. В жизни, между прочим, тоже есть недостатки, но любим мы ее не за это. Куда важнее, что со сцены звучит замечательное пушкинское слово, и усилиями режиссера и актеров мы понимаем, что оно имеет отношение к нам, зрителям XXI века. Наверное, это самое главное в этой театральной работе: спектакль - живой, спектакль, который в конечном итоге рассказывает нам о нас. Это очень трудно: играть Пушкина так, чтобы он был не хрестоматийным, а живым; чтобы в зале периодически раздавался искренний смех; чтобы мы проникались к героям человеческой, естественной жалостью.

Спасибо, Егор Арсенов, за то, что не испугались. И победили.

 Андрей Максимов

[ свернуть ]