МАКБЕТ

Купить билет Crop poster nastyadaniil final 600x1000
Название: МАКБЕТ
Жанр: трагедия
Продолжительность: 1 час 50 минут
Официальная премьера: 14 декабря 2018
Возрастные ограничения: 16+
Режиссёр-постановщик: Антон Яковлев
Художник–постановщик: Николай Симонов
Художник по костюмам: Мария Данилова
Музыкальное оформление: Антон Яковлев
Художник по свету: Антон Стихин

Аннотация:

Он смеет все, что можно человеку.

Кто смеет больше, тот не человек.

Режиссер Антон Яковлев о спектакле: «Макбет не создан для жизни. Он - Бог Войны. Он устал убивать, устал умирать, устал от бесконечного чувства вины. У него больше нет сил оправдывать себя. Он устал жить. Впрочем, по сути этот Макбет уже мертв. Жива только оболочка. Будто выкопали античную скульптуру, и части мраморного тела откалываются кусками, еле держась на тонких гранях. На наших глазах рождается другой, новый Макбет, который пытается вновь обрести смысл своего существования. Он либо изменит мир вокруг него, или разрушит его до основания».


  • 29 января 2019, 19:00
  • 8 февраля 2019, 19:00
  • 23 февраля 2019, 19:00
  • Все даты

Вера Васильевна

7 января 2019
Спектакль очень понравился. Огромная благодарность режиссеру и всем актерам. Даниил Страхов восхищает своей игрой. Браво! Браво! Браво!

Спектакль очень понравился. Огромная благодарность режиссеру и всем актерам. Даниил Страхов восхищает своей игрой. Браво! Браво! Браво!

Вера Васильевна

[ свернуть ]


Елена Соловьева (Нежина)

18 декабря 2018
14 декабря состоялась долгожданная премьера спектакля «Макбет» в постановке Антона Яковлева с Даниилом Страховым в главной роли. Наверное, оттого, что эта пьеса Шекспира ставится в театрах довольно редко из-за суеверных предрассудков и т. п., то интерес к ее постанов... [ развернуть ]

14 декабря состоялась долгожданная премьера спектакля «Макбет» в постановке Антона Яковлева с Даниилом Страховым в главной роли. Наверное, оттого, что эта пьеса Шекспира ставится в театрах довольно редко из-за суеверных предрассудков и т. п., то интерес к ее постановке оказался весьма велик, о чем говорил аншлаг в зале. Да и новая роль Даниила в его родном театре, где он уже на протяжении многих лет блистательно играет Витека в «Варшавской мелодии» и Хлестакова в «Ревизоре», тоже усилила зрительский интерес. И, как оказалось в итоге, сей интерес был оправдан! На протяжении всего спектакля в зале стояла поистине гробовая тишина, словно все боялись лишний раз шелохнуться, дабы не упустить ни одной реплики героев, ибо не зря говорят, что Шекспира надо в первую очередь СЛУШАТЬ. Трудно сейчас лично мне на волне всех эмоций и треволнений писать подробный рассказ о постановке и делать какие-то глубокомысленные выводы, для чего, естественно, надо смотреть спектакль ни один раз. Скажу пока главные детали, которые меня реально поразили. Итак. Вместо трех ведьм-предсказательниц глазам зрителей предстает светлый образ девочки-призрака, который одновременно пророчит и предостерегает Макбета, что его ожидает в будущем, если он пойдет по пути кровопролитья. Возникло предположение, что это призрак его умершей дочки, ведь в монологе леди Макбет есть фраза о том, что она кормила грудью ребенка и знает, что это такое. Значит, у Макбет был ребенок, но он умер, и теперь является видением отцу с пророчествами. Очень сильный и неожиданный ход. Еще точно показано, сколько врагов убило войско Макбета в войне, с которой он приходит в начале действа победителем: Макбет, неспешна, собирает в мешки обувь (ведь с умерших всегда снимают обувь), и видно, как он физически и духовно устал от войны. Ему хочется что-то иного, но чего именно он и сам пока не знает. Далее, когда он возвращается домой, леди Макбет начинает разматывать с тела Макбета своеобразные бинты, словно снимая с него доспехи, отягощающее его плоть. В итоги же на этих размотанных бинтах оказывается изображение меча. Очень впечатлил этот момент! И, конечно же, музыкальное оформление спектакля! Уже не раз обращала внимание, что у Антона Яковлева оно какое-то всегда особенное, не знаю, как правильно это выразить, но оно реально является дыханием всего спектакля, а в его начале громким сердцебиением главного героя. Что сказать про Даниила?.. Все эпитеты в адрес его таланта давно многими сказаны и повторены не единожды. Поэтому скажу кратко: Он – Мастер, Мастер своего дела, своей профессии. Да, играть подобные роли, как Макбет – задача не из легких, но именно такие роли даются Даниилу по-особенному надрывно, пронзительно и магически притягательно. Стоит один раз увидеть его в таком образе, то невольно возникает потребность видеть это еще и еще… Думаю и надеюсь, что Макбет будет иметь своего зрителя, потому что постановка во всех отношениях достойная, с неожиданными ходами и находками. Настасья Самбурская – леди Макбет, несчастная и оттого жестокая женщина, потерявшая дитя, в результате чего пытающиеся достичь величия и власти для своего мужа и себя, подговаривая того на самое страшное злодеяние, которое ведет в пропасть ее же саму. Это дуэт действительно удался! Сложно представить, кто еще, кроме Настасьи, смог бы так ярко и обреченно смотреться в паре с Даниилом. Вызвала искреннее сочувствие роль короля Дункана в исполнении Владимира Яворского. Его Дункан – добрый король, ценивший и уважающий Макбета за его ратные подвиги, и неожиданно и подло ставший его же жертвой от искушения забрать его престол и власть. Что может быть смертельное предательства тех, кому мы всецело доверяем?.. Девочка-призрак, предостережение-пророчество. с немалой смысловой нагрузкой. Как оказалось, эта роль досталась дочке Владимира Яворского Евдокии. Хочется от всей души поздравить ее с такой необычной и серьезной ролью. Хороший спектакль, как хорошее вино, должен иметь долгую выдержку. Поэтому остается пожелать «Макбету» долголетней выдержки и благодарного зрителя! Спасибо Антону Яковлеву, спасибо всему актерскому составу и постановочной группе за это зрелищное и эмоциональное действо. Спасибо и браво!

Елена Соловьева (Нежина)

[ свернуть ]


Туркина Дарья Геннадьевна

17 декабря 2018
Была 15 декабря на премьере спектакля Макбет. Очень сильный спектакль. Надрывный чувственный .Спасибо исполнителю роли Макбета Даниилу Страхову за такую яркую надрывную как струна роль .Я в восторге спасибо за такое ощущение и видение роли Макбета .Спасибо Режисс... [ развернуть ]

Была 15 декабря на премьере спектакля Макбет. Очень сильный спектакль. Надрывный чувственный .Спасибо исполнителю роли Макбета Даниилу Страхову за такую яркую надрывную как струна роль .Я в восторге спасибо за такое ощущение и видение роли Макбета .Спасибо Режиссеру за такой большой труд ..Браво спасибо огромное . Прийду еще на этот замечательный спектакль .Маленькой звездочке призраку особая благодарность . Очень впечатлил спектакль просто иногда мороз по коже бегал . Если можно вопрос Даниилу Страхову в сцене где Макбету на голову надевают мешок .Там хоть есть воздух что бы дышать .А то это самый волнительный момент особенно в конце .

Туркина Дарья Геннадьевна

[ свернуть ]

Добавить отзыв


На Малой Бронной ‒ премьерные спектакли шекспировского "Макбета"

9 января 2019
https://tvkultura.ru/article/show/article_id/32280...2019-й объявлен в России Годом театра. Многие коллективы в честь этого выпустили премьерные спектакли. Один из них идет на в Театре на Малой Бронной. Каким увидел шекспировского «Макбета» режиссер Антон Яковлев ‒ у... [ развернуть ]

https://tvkultura.ru/article/show/article_id/32280...

2019-й объявлен в России Годом театра. Многие коллективы в честь этого выпустили премьерные спектакли. Один из них идет на в Театре на Малой Бронной. Каким увидел шекспировского «Макбета» режиссер Антон Яковлев ‒ узнала Яна Мирой.

Театр на Малой Бронной. «Макбет». Автор ‒ Уильям Шекспир. Сценическая редакция ‒ Антона Яковлева. «У Шекспира в каждой пьесе множество тем», ‒ объясняет режиссер. Он сократил классический текст, чтобы расставить важные для себя смысловые акценты.

«Существует в режиссерской профессии фабульная мотивировка, то есть то, что происходит по сюжету, и истинная мотивировка, то есть, что на самом деле необходимо персонажу, для чего, собственно, он стремится к этой цели. Я всегда пытался понять: зачем это нужно Макбету, что происходит внутри с ним, чтобы он захотел эту власть», ‒ пояснил Антон Яковлев.

Именно поэтому в этой сценической версии нет ведьм и магии. Поступки героев внешними факторами не объясняются. Спектакль исследует внутренние мотивы. Макбет здесь ‒ рефлексирующий герой. Даниил Страхов ‒ из тех актеров, которые глубоко анализируют своего персонажа. Макбета он сопоставляет с Ричардом III и Гамлетом. Говорит, в каком-то смысле этот кровавый тиран ‒ романтик. Ведь он захотел изменить мир.

«Это думающий, мыслящий, не могущий найти ответов о том, почему этот мир так дико устроен. Пытающийся это поменять и ввергающий этот мир в еще большее кровопролитие. Пытающийся остановить то кровопролитие, которое было до него, посредством него, как воина. И не могущий это сделать. Сходящий с ума от того, как он вынужден этой властью воспользоваться», ‒ рассказал Даниил Страхов.

Говоря о своей постановке, создатели приводят две ассоциации из мира кино. Во-первых, «Быть Джоном Малковичем». Спектакль «Макбет» погружает зрителя в субъективное видение героя. В каком-то смысле все происходящее происходит в его голове. Вторая аналогия ‒ «День сурка». Эта замкнутая декорация ‒ и келья, и тюрьма, и граница понимания, в которой человек обречен на бесконечные повторения.

[ свернуть ]


«Макбет». История Преступления И Наказания

20 декабря 2018
Театр на Малой Бронной представил зрителям «Макбета», одну из самых мистических трагедий Шекспира.Шекспировского «Макбета» никак не назовешь «одним из самых востребованных» его творений. Театры к нему обращаются не часто. Виной тому то ли слава самой мистической траг... [ развернуть ]

Театр на Малой Бронной представил зрителям «Макбета», одну из самых мистических трагедий Шекспира.

Шекспировского «Макбета» никак не назовешь «одним из самых востребованных» его творений. Театры к нему обращаются не часто. Виной тому то ли слава самой мистической трагедии Шекспира, то ли дурная слава «Макбета» в театральных кругах. Считается, что если режиссер берется за «Макбета» – жди неприятностей. И вдруг сразу два столичных театра обратились к этой трагедии о превращении благородного человека, жаждущего власти, в злодея. Явление это в наши дни весьма распространенное. Возможно, именно этим и вызван повышенный интерес к этой трагедии Шекспира.

В Театре Ермоловой трагедию поставил его художественный руководитель Олег Меньшиков, потратив на эту работу больше двух лет. Оценить этот труд не представляется возможным, поскольку Олег Евгеньевич журналистов на свой спектакль практически не допускает. А вот в Театре на Малой Бронной журналистам, напротив, очень рады. И премьерный показ «Макбета», надо признать, порадовал. Классическая, казалось бы, постановка, получилась невероятно современной, надо отдать должное ее создателям. Два часа без антракта смотришь на одном дыхании. Режиссер изначально задал темп, при котором зритель не расслабляется ни на минуту. Блестящая сценография художника-постановщика Николая Симонова, в которой преобладают два цвета – черный и серый – сразу же дает понять: это мир трагедии. Минимум декораций, в которых единственный движущийся элемент – стена-ширма, которая позволяет менять место действия. В общем, совершенство в деталях. Например, предвестником каждого убийства, совершенного Макбетом, стали черные пластиковые пакеты, которые в быту используют для мусора.

Фото: Владимир Кудрявцев

Стиль и элегантность придают постановке и работа художника по свету Антона Стихина, а также великолепное музыкальное оформление, автором которого стал сам режиссер-постановщик спектакля Антон Яковлев. Это его первая работа в Театре на Малой Бронной, хотя к Шекспиру он обращается не впервые. Чтобы обмануть судьбу-индейку, которая преследует всех постановщиков «Макбета», режиссер пошел на маленькую хитрость: ведьмы-пророчицы в его постановке так и не появились. Режиссер нашел им замену, признавшись: «Ведьм убрал на всякий случай, подстраховался». Пророчества Макбет слышит словно из вселенского пространства – звучит интригующий полушепот, нежный детский голосок. В какой-то момент на сцене появится и обладательница этого голоса – светловолосая девочка- тинэйджер в белом платьице, обозначенная в программке как Призрак (Евдокия Яворская). Впрочем, обо всем по порядку. У Шекспира действие трагедии начинается с грома и молнии на мрачном пустыре, где собрались три ведьмы. Неподалеку идет битва, и ведьмы договариваются сойтись на этом месте на рассвете, когда через пустырь будет проезжать главный герой сражения, шотландский полководец Макбет.

Фото: Владимир Кудрявцев

У Антона Яковлева ничего этого нет. Перед зрителями на сцене – шотландский король Дункан в окружении свиты. Все в строгих одеждах черного цвета. Короля Дункана выделяет лишь меховая накидка. При этом костюмы явно не из шекспировских времен, но и современными их не назовешь, за исключением разве что солдатских ботинок (художник по костюмам Мария Данилова). Современные театральные художники нередко прибегают к подобному приему при постановке на сцене классических произведений, подчеркивая таким образом их «вневременность». Сражение уже завершилось победой шотландцев. Все ждут возвращения Макбета, которого король намерен осыпать благами, званиями и наградами. А в глубине сцены – полуобнаженный усталый человек со множеством повязок на теле. Это Макбет. У Шекспира Макбет вначале – храбрый воин, верный вассал своего короля. Честолюбие и жажда власти закрадываются в его душу постепенно, под влиянием тех пророчеств, которые он услышал, и увещеваний жены. С течением времени эти чувства толкают его на преступление – убийство короля и узурпацию трона. Изначально Макбет никак не воплощение зла, зло воплотилось в его жене, Леди Макбет, которая в своем стремлении видеть мужа королем не знает никаких преград. Макбет долго сопротивляется искушению, но в итоге оказался не в силах его побороть. Мучимый угрызениями совести после совершения первого убийства, он, тем не менее, стремится расправиться со всеми, кто мог бы его разоблачить, постепенно превращаясь в кровавого тирана.

«Он устал убивать, устал умирать, устал от бесконечного чувства вины. У него больше нет сил оправдывать себя. Он устал жить. Впрочем, по сути, этот Макбет уже мертв. Жива только оболочка. На наших глазах рождается другой, новый Макбет, который пытается вновь обрести смысл своего существования. Он либо изменит мир вокруг него, или разрушит его до основания», — говорит Антон Яковлев. Эту трагедию можно рассматривать и как вечную историю борьбы светлого и темного начала в человеческой душе, и как историю преступления и наказания. Но все-таки именно анализ душевных переживаний Макбета – главная составляющая этой трагедии у Шекспира. И этот образ невольно заслоняет остальных персонажей пьесы, за исключением рокового образа его жены.

Фото: Владимир Кудрявцев

На роли главных действующих лиц режиссер выбрал Даниила Страхова (Макбет) и Настасью Самбурскую(Леди Макбет). Яркие, красивые, пластичные молодые артисты, чьи имена растиражированы кинематографом и телевидением, безусловно, привлекут зрителей на эту постановку. Хотя судя по премьере, Даниила Страхова буквально захлестывают эмоции. А для создания шекспировского образа Макбета требуется глубина. В театре некогда было даже такое амплуа — «трагик», которое со временем, увы, кануло в лету. Запоминается Владимир Яворский в роли Дункана, несмотря на свое недолгое присутствие. По воле режиссера, он предстал перед зрителями этаким романтично-поэтичным добрым королем, который слышит голоса птиц и искренне радуется жизни, словно предчувствуя, что радоваться ему суждено недолго. Хороши и представители молодого поколения артистов театра: и Олег Кузнецов (наследник короля Малькольм), и Илья Антоненко (Макдуф). Убедителен и Александр Голубков в роли Банко. Так что актерский ансамбль сложился – и в этом, несомненно, заслуга режиссера, который назвал свою постановку «сценической версией», позволив себе внести некоторые изменения в канонический текст трагедии Шекспира в переводе Михаила Лозинского. По словам Антона Яковлева, «Шекспир тем и хорош, что у него всегда несколько сценариев»

Эвелина Гурецкая

[ свернуть ]


​«Макбет»: Шекспир в мусорных мешках

18 декабря 2018
Театр на Малой Бронной открывает Год театра очередным прочтением классики — шекспировского «Макбета» в постановке Антона Яковлева, где заглавную роль играет Даниил Страхов. Уже давно «не модно» ставить Шекспира напрямую — в соответствующих эпохе костюмах. Да и меч... [ развернуть ]

Театр на Малой Бронной открывает Год театра очередным прочтением классики — шекспировского «Макбета» в постановке Антона Яковлева, где заглавную роль играет Даниил Страхов.

Уже давно «не модно» ставить Шекспира напрямую — в соответствующих эпохе костюмах. Да и мечи, которыми орудуют герои, далеко не всегда появляются на сцене. В том и есть искусство театра, чтобы один и тот же текст прочесть максимально по-разному. Кто-то превращает «Макбета» в рассказ о шутках потусторонних сил, кто-то анализирует мотивы и историю леди Макбет.

Антон Яковлев же сконцентрирован на личности героя. Не зря в программке спектакля стоит цитата именно о нем: «Макбет не создан для жизни. Он — Бог Войны. Он устал убивать, устал умирать, устал от бесконечного чувства вины. <…> Впрочем, по сути этот Макбет уже мертв. Жива только оболочка». Вот почему постановка начинается со смерти героя. А может быть, с его второго рождения, громкого, захлебывающегося вдоха, с которым он срывает с головы мусорный мешок, чтобы узнать пророчество: «Да здравствует Макбет, грядущий наш король».

Даниил Страхов внешне не очень похож на бога войны, особенно в понятии средневековья. И все же он, несомненно, хорош. В смятении, напряжении, принятии решения, но еще лучше — в притворном спокойствии в середине пьесы, когда, по режиссерской задумке, отдает приказ об убийстве Банко на глазах у него самого.

Наверное, именно по причине важности Макбета многое другое уведено на второй план, включая неясный, расплывчатый образ леди Макбет. Все, что можно, сокращено или пересказано, спектакль длится чуть меньше двух часов без антракта. Резня в замке Макдуфа осталась за кадром, три ведьмы превратились в одну достаточно демоническую девочку в белом платье. Но зато раз за разом герои нагнетают обстановку, повторяя ключевые слова: «Да здравствует Макбет…», «Земля рождает пузыри…» — или: «Слетайтесь, вы, смертельных мыслей духи…»

«Макбет» — спектакль-паутина. Он давит, стесняет, сковывает, не выпускает, и предметы, постоянно появляющиеся на сцене, подчеркивают этот образ. Это мусорные мешки, в которых лежат тела убитых, а еще — путы, которыми Макбет связывает сам себя или свою жену. Это ванна, в которой супруги пытаются утопить зарождающиеся злые помыслы, а затем — смыть оставшуюся на руках кровь. Это черно-серые одежды, приглушенный свет и постоянный музыкальный фон на низких тонах, который в финале завершается неожиданным, но очень подходящим пассажем — треком американского композитора Клиффа Мартинеса из саундтрека к сериалу «Больница Никербокер».

Но такая насыщенность и плотность играет со спектаклем злую шутку. Сложно пребывать в напряжении два часа подряд. Глаз и разум ищут, на чем бы отдохнуть, но не находят, потому что каждую секунду принимается важное решение или совершается убийство. Шекспировский текст в переводе Лозинского сам обладает магией и притягивает внимание, но в таком исполнении он слушается тяжело. И «Макбет» на Малой Бронной — это постановка, безусловно, для подготовленного зрителя, который хорошо знаком с оригиналом и может сполна насладиться еще одним видением великой пьесы.

Светлана Горло

[ свернуть ]


Жизнь - ускользающая тень, в которой от эволюции до деградации всего один шаг: премьера спектакля «Макбет» в Театре на Малой Бронной

17 декабря 2018
С самых древних времён существования человечества людьми движет жажда власти. Один из главных векторов и ориентиров, соблазнов и пороков, центральная причина всех войн и разрушений. Определение этого термина гласит: власть - это возможность управлять и оказыва... [ развернуть ]


С самых древних времён существования человечества людьми движет жажда власти. Один из главных векторов и ориентиров, соблазнов и пороков, центральная причина всех войн и разрушений. Определение этого термина гласит: власть - это возможность управлять и оказывать решающее воздействие на события и других людей, даже вопреки их воле. Как показывает история, власть является для многих гораздо более пленительным объектом желания, чем материальные блага.

Жажда власти способна превратить в безумца даже самого здравомыслящего и рассудительного человека, заставить его отказаться от морально-нравственных норм и законов чести, но вот способна ли абсолютная власть и могущество принести счастье и гармонию своему обладателю? Едва ли…

14 и 15 декабря в Театре на Малой Бронной состоялась премьера спектакля «Макбет» Уильяма Шекспира в постановке Антона Яковлева. Премьера по пьесе великого английского драматурга приурочена к открытию Года театра в России.

В роли Макбета - Даниил Страхов, его супругу воплощает Настасья Самбурская.

Мы неоднократно рассказывали о спектаклях с участием Даниила Страхова, каждый раз подчёркивая, что это очень думающий и интеллектуальный актёр, способный достоверно, до мельчайших деталей, воплощать многоликие образы в самой широкой амплитуде эмоций и мотиваций. Страхов не просто выполняет на сцене поставленные задачи, он проживает каждое мгновение действия, исследуя глубинную психологическую природу своих героев и транспонируя её на зрителя.

Настасья Самбурская знакома театралам по ярким, многогранным и очень характерным ролям в спектаклях «Салемские ведьмы» и «Кроличья нора» в Театре на Малой Бронной. Кроме того, Настасья – одна из самых популярных в России инстаграм-блогеров, что в данном случае очень хорошо – ведь популярность актрисы в интернете может стать тем мостиком, благодаря которому к великому искусству Театра приобщиться далёкая от лучей Мельпомены аудитория.

Антон Яковлев и Даниил Страхов уже работали вместе на спектакле «Драма на охоте»,поставленном по мотивам одноимённой пьесы Антона Павловича Чехова в театре « Et Cetera».

Правда термин работали логичнее заменить на определение, что актёр и режиссёр уже «творили» вместе - сотворчество талантливых людей, понимающих друг друга с полуслова мы наблюдаем и в спектакле «Макбет». Театр – это гораздо больше, чем работа, это жизнь всего человечества на примерах конкретных судеб и именно проекцию реальной жизни мы видим на сцене.

Режиссёр значительно сократил Шекспировскую пьесу и персонажей: в спектакле нет проходных ролей – каждый герой несёт определённую функциональную и смысловую нагрузку и вносит свою уникальную лепту в развитие действия.

В «Макбете» участвуют: Александр Голубков, Владимир Яворский, Илья Антоненко, Олег Кузнецов, Дмитрий Цурский, Дмитрий Варшавский, Сергей Кизас, Максим Шуткин.

Режиссер Антон Яковлев о спектакле: «Макбет не создан для жизни. Он - Бог Войны. Он устал убивать, устал умирать, устал от бесконечного чувства вины. У него больше нет сил оправдывать себя. Он устал жить. Впрочем, по сути этот Макбет уже мертв. Жива только оболочка. Будто выкопали античную скульптуру, и части мраморного тела откалываются кусками, еле держась на тонких гранях. На наших глазах рождается другой, новый Макбет, который пытается вновь обрести смысл своего существования. Он либо изменит мир вокруг него, или разрушит его до основания».

Спустя несколько столетий с момента написания пьесы, актуальность и острота Шекспира по-прежнему поражает, а ещё восхищает то, что в каждом произведении мудрого драматурга скрыто огромное количество смыслов, которые интерпретируются сквозь призму личностного восприятия.

«Макбет» - не исключение. Создатели нового спектакля в Театре на Малой Бронной ведут диалог со зрителями на вечные темы Личности и Власти и того, что происходит с человеком, достигнувшим эту абсолютную власть, которая иллюзорна и утопична.

Почему желание вершить историю и управлять судьбами одерживает верх над милосердием и состраданием, нивелирует любовь, нежность, заставляет предавать, а порой и физически уничтожать ближайших родственников и друзей?

Возможно ли найти баланс и компромисс между властью и совестью? Хочется надеяться и верить, что да, но, увы, пока сама жизнь доказывает обратное. Для человека, попавшего в сети власти и узнавшего её вкус, очень часто превращаются в пыль родственные и дружеские связи и нейтрализуются все другие аргументы.

Концептуальный рисунок спектакля выполнен в чёрно-белой цветовой гамме, символизирующей вечную борьбу добра и зла в каждом человеке.

Значительная часть действия происходит в кромешной тьме: весь свет сконцентрирован исключительно в сценическом пространстве и лишь в некоторых моментах его проблески попадают в зал. Художник по свету – Антон Стихин.

Мрачные декорации, звенящие цепи, призраки и потусторонние голоса усиливают магнетический эффект.

Каждая деталь несёт определённую смысловую нагрузку – например, очень зрелищны и эмоциональны сцены с водой, которая не в силах смыть кровь преступлений и жестокости с рук убийц и очистить их разум от угрызений совести.

Одна из деталей реквизита – мусорные мешки, где покоятся тела жертв, которых становится всё больше. В некоторых сцены пустые мешки надеты на голову героя, создавая удушающий эффект. Что это? Аллегория с фашизмом? Или олицетворение, что главная ценность гуманного общества - человеческая жизнь, словно мусор, обесценена в мире алчных игр, затейливых интриг и крупных возможностей? А может быть, это метафора, что власть и могущество душат личность?

Также, словно оковы, окутывают Макбета и его жену полотна ткани, так или иначе ограничивающие траекторию их движений, снова и снова подчёркивающие, что между понятиями абсолютной власти и свободы лежит непреодолимая пропасть.

Время и эпоха растворяются в сценическом пространстве – где реальность, а где галлюцинации Макбета? Что происходит наяву, а что является призраком воспаленного воображения тирана, разочаровавшегося во всём, в том числе и в себе?

Макбет в исполнении Страхова вызывает скорее сочувствие и сострадание, чем ярость и осуждение, ведь не может один властитель править всей Вселенной, как не способен один человек изменить весь мировой уклад.

Неслучайно жестокость, алчность, расчётливость, маниакальная подозрительность являются характерными чертами всех тиранов. И в конечном итоге, верным спутником для каждого из них является фатальное одиночество и полное разочарование, что Власть не принесла такого желанного счастья и не помогла обрести гармонию.

Финал всем известен: Шекспир не оставил ни одному из злодеев шанса на выживание и на искупление, умерщвляя в своих пьесах тиранов с разной степенью изощрённости.

Аннотация спектакля гласит: «Он смеет все, что можно человеку. Кто смеет больше, тот не человек».

Почему благородный и честный человек вдруг сбивается с пути и становится ведомым жестоким пророчеством?

Есть ли устойчивый алгоритм, позволяющий сохранить самого себя в море соблазнов, амбиций, страстей и пороков? Вряд ли мир, где от эволюции до деградации и от прогресса до регресса всего один шаг, когда-нибудь ответит на этот вопрос.

Следующие показы «Макбета» на сцене Театра на Малой Бронной: 21 декабря, 4,5 и 29 января.

​WORLD PODIUM

[ свернуть ]


​Прогнило всё в шотландском королевстве

24 декабря 2018
Прогнило всё в шотландском королевстве. На московской сцене появился очередной шекспировский «Макбет». (Для дотошных друзей уточняю, что намеренно написал именно так, поскольку случалось видеть и не шекспировских). Ставят эту пьесу нынче мало: уж больно мрачна. Но р... [ развернуть ]

Прогнило всё в шотландском королевстве.

На московской сцене появился очередной шекспировский «Макбет». (Для дотошных друзей уточняю, что намеренно написал именно так, поскольку случалось видеть и не шекспировских). Ставят эту пьесу нынче мало: уж больно мрачна. Но режиссер Антон Яковлев решился и поставил спектакль в Театре на Малой Бронной. И актер нашелся на заглавную роль: трагический красавец - косая сажень в плечах - и к тому же медийная фигура Даниил Страхов. Не менее медийной Настасье Самбурской досталась роль леди Макбет.

На мрачный лад тебя настраивают с первых же минут действия, когда вышедшие на авансцену актеры "разрывают" огромную жутковатую серую стену, как будто приглашая тебя совершить экскурсию в преисподнюю (в финале после «экскурсии» стену опять соединят и прочно замуруют). Пространство, придуманное художником-постановщиком Николаем Симоновым, лаконично и аскетично. В нем, слава Богу, нет примитивных «величественных» фанерных башен замков, которые автору этих строк пришлось недавно лицезреть в одном провинциальном театре. В нынешнем спектакле кроме громадной зловещей стены на сцене водружена похожая на гроб жутковатого вида «купель», в которую погружаются оба главных героя перед судьбоносными событиями в своей жизни. Доминантой сценографического решения становятся свисающие с «небес» роковые цепи, которые в финале с оглушительным лязгом обрушатся на погрязшую в злобе и крови шотландскую землю. На одной из цепей в безмолвном прологе попробует повеситься Макбет. Но безуспешно.

Нет в спектакле и "рубки" на мечах, которая обычно ничего кроме чувства неловкости и соболезнования бедным актерам не вызывает. Хотя победоносные возгласы и панегирики славным воинам присутствуют и здесь. Правда, их выкрикивают одетые в разношерстные шинели-пальто молодые люди с мрачными застывшими лицами - приближенные короля Дункана. Бойцы этой «бригады» накрепко повязаны между собой какой-то незримой нитью. Но, при этом, отношения между ними волчьи: каждый при случае может порвать другому глотку и, наверное, подобно Макбету, мечтает о короне. «Белая ворона» в этой компании - сам король Дункан. Его роль блистательно играет Владимир Яворский Владимир Яворский (Vladimir Yavorsky). Признаюсь: никогда раньше этот персонаж не вызывал такого сочувствия, не «стрелял в душу». Этот Дункан смешон, наивен и трогателен. Он восторгается природой и пытается привить своим подданным любовь к ней, в частности, к орнитологии. Но без всякого успеха. И ты понимаешь, что такой король «с приветом», конечно, не жилец в этом королевстве. Его сын Малькольм, в исполнении талантливого молодого артиста Олега Кузнецова - тоже немного с придурью, ибо яблоко от яблони… Но у него бзик другого рода. Он явно себе на уме, его, судя по всему, вовсе не печалит убийство отца, потому что самому давно хочется надеть корону.

Надо признать, что каждый персонаж из этой компании своеобразен и значителен: и добродушный, простец Банко Александра Голубкова, и воинственно настроенный, неустрашимый Макдуф Ильи Антоненко, у которого тоже явно «двойное дно», и злобный Росс Дмитрия Цурского, пронизывающий своим волчьим взглядом всех вокруг, etc. Интересен главный герой: мощный, страстный, мятущийся и Макбет, слабохарактерность которого диссонирует с его бравым видом. Мечта о короне, судя по всему, зрела в его душе задолго до кровавого «проекта» его милой женушки. Иначе он так быстро не уступил бы ей. Но, при этом, ты видишь, как нелегко дается этому простодушному вояке переход от тайных мечтаний к решительным действиям. А уж, перейдя Рубикон, он «без страха и упрека» пускается во все тяжкие. (Недаром ведь говорят, что для убийц жажда крови несоизмерима ни с какими другими наслаждениями!) И в финале погибает ужасной смертью, задушенный дьявольским пластиковым черным мешком.

Видно, что леди Макбет яркой, азартной и обворожительной Настасьи Самбурской тоже давно настраивалась на решительный поворот в своей судьбе. Не было только повода. И вот он настал! Она торжествует. Но вдруг червь сомнения начинает постепенно заползать к ней в душу. И, в конце концов, доводит ее до потери рассудка. Актриса очень точно и эмоционально, хотя и без экзальтации играет процесс осознания глубины своего преступления и неотвратимости Божьей кары.

Главным сюрпризом спектакля стало отсутствие в нем… троицы ведьм-вещуний. Вместо них на сцене появляется сущий ангел - юная белокурая девочка в белоснежных одеждах, которая в программке названа Призраком. Этот Призрак-ангел, однако, ничего не пророчит Макбету, а как бы намекает, что все названное им может случиться в его жизни. Но выбирать стезю придется самому Макбету… (От всей души поздравляю с дебютом дивную Евдокию Яворскую и ее замечательного отца, благословившего свою дщерь на непростую актерскую стезю!)

В целом, несмотря на мрачность атмосферы спектакля (оно и понятно - не «Двенадцатая ночь», чай!), он смотрится на одном дыхании, чему способствует сценическая редакция А. Яковлева. Зрелище точно выстроено темпоритмически (хотя изредка случаются и зависания), роли неплохо разобраны, хорошо воспринимается текст в непривычном переводе Михаила Лозинского, актеры играют достойно, не позволяя себе излишнего пафоса и ломания рук. Поэтому уверен, что очередная встреча с шекспировской трагедией станет для истинного театрала событием.

Фото с сайта театра и со страницы Владимира Яворского.

Павел Подкладов

[ свернуть ]