ГОРЕ ОТ УМА

Купить билет Crop  dsc0015
Название: ГОРЕ ОТ УМА
Жанр: комедия
Продолжительность: 3 часа
Официальная премьера: 22 декабря 2017
Возрастные ограничения: 16+
Режиссёр-постановщик: Павел Сафонов
Художник–постановщик: Мариус Яцовскис
Художник по костюмам: Евгения Панфилова
Композитор: Фаустас Латенас
Хореограф: Алишер Хасанов
Художник по свету: Евгений Виноградов

Аннотация:

Сохраняя классический текст комедии Грибоедова, создатели спектакля переносят действие пьесы в Москву XXI века, подчеркивая тему обособленности тех, кто рискует идти против устоявшегося общественного порядка.

Режиссер Павел Сафонов: «Мы попытались, сохраняя авторский юмор, взглянуть на наше странное, искаженное время, когда люди все больше становятся похожими на призраков, выбирая вместо любви комфорт и карьеру».

  • 27 января 2018, 19:00
  • 10 февраля 2018, 19:00
  • 28 февраля 2018, 19:00
  • Все даты
Small 99 image small
Павел Афанасьевич Фамусов
Small 65 image small
Софья Павловна, его дочь
Small 582933
Софья Павловна, его дочь
Small 25 image small
Лизонька, служанка
Small 58 image small
Лизонька, служанка
Small 642195
Алексей Степанович Молчалин
Small 34 image small
Александр Андреевич Чацкий
Small 28 image small
Полковник Скалозуб Сергей Сергеевич
Small 26 image small
Полковник Скалозуб Сергей Сергеевич
Small 7 image small
Горич Наталья Дмитриевна
Small 32 image small
Горич Платон Михайлович
Small 59 image small
Горич Платон Михайлович
Small 61 image small
Князь Тугоуховский
Small 44 image small
Княгиня Тугоуховская
Small 81 image small
Хрюмина, графиня-бабушка
Small 80 image small
Хрюмина, графиня-бабушка
Small 40 image small
Хрюмина, графиня-внучка
Small 42 image small
Загорецкий
Small 33 image small
Старуха Хлестова
Small 67 image small
Репетилов

Надежда Хаустова

25 декабря 2017
Спектакль произвёл сильное впечатление. Контраст между нормальностью Чацкого и сумасшедшим домом вокруг него - запределен!! Восхищена мощью актерского слова. Искренностью Чацкого, голосом Софии, удивительной верностью созданного образа Молчалина, вот уж воистину "н... [ развернуть ]

Спектакль произвёл сильное впечатление. Контраст между нормальностью Чацкого и сумасшедшим домом вокруг него - запределен!! Восхищена мощью актерского слова. Искренностью Чацкого, голосом Софии, удивительной верностью созданного образа Молчалина, вот уж воистину "на цыпочках и не богат словами"! Кто придумал этот образ - просто молодец!!

Надежда Хаустова

[ свернуть ]


Елена Соловьева

22 декабря 2017
21 декабря была на пред премьерном показе спектакля «Горе от ума» в театре на Малой Бронной. Очень понравился и впечатлил! Начало действа – пантомима – так пронзительно точно и трагично передает сюжет всей бессмертной пьесы Грибоедова, что невольно по телу пробегает ... [ развернуть ]

21 декабря была на пред премьерном показе спектакля «Горе от ума» в театре на Малой Бронной. Очень понравился и впечатлил! Начало действа – пантомима – так пронзительно точно и трагично передает сюжет всей бессмертной пьесы Грибоедова, что невольно по телу пробегает дрожь. Дмитрий Сердюк в роли Чацкого - реально бесподобен! Спасибо режиссеру Павлу Сафонову, что пригласил на эту роль именно его! Мне кажется, это настоящий прорыв в творчестве этого молодого и талантливого молодого актера, Браво, Дмитрий, браво!..

Елена Соловьева

[ свернуть ]

Добавить отзыв


Классика На Балу Современности

15 января 2018
Газета «Мой район»29.12.2017«Горе от ума» — третий спектакль Павла Сафонова в Театре на Малой Бронной. Его предыдущие работы — «Тартюф» и «Сирано де Бержерак» — публика запомнила по ярким и смелым образам, оригинальной и смелой сценографии. А также бережному отношен... [ развернуть ]

Газета «Мой район»

«Горе от ума» — третий спектакль Павла Сафонова в Театре на Малой Бронной. Его предыдущие работы — «Тартюф» и «Сирано де Бержерак» — публика запомнила по ярким и смелым образам, оригинальной и смелой сценографии. А также бережному отношению к авторскому тексту.

В своей новой постановке молодой режиссер придерживается избранных принципов и предлагает современную трактовку хорошо всем знакомой со школьной скамьи пьесы под весьма своеобразным углом…

…наклонным — классическая итальянская сцена-коробка здесь сведена к перспективе. Это усеченная пирамида, чье белое широкое основание открыто публике, а вершина упирается в черный квадрат. Тут можно усмотреть и привет современному искусству, и ответ на вопрос про свет в конце тоннеля.

Но все‑таки Александр Андреевич Чацкий, как отметили еще современники драматурга Грибоедова, — российский Гамлет, и такое сценографическое решение к тому же зримая метафора «шекспировского тупика умного, несчастного, глубоко и тонко чувствующего человека» (художник-постановщик Мариус Яцовскис).

И своеобразный рупор общественного мнения, а также усилитель голоса для бессловесного вначале протагониста: спектакль начинается с решенной в кинематографической стилистике интермедии, в которой Чацкий (актер Дмитрий Сердюк) беззвучно и безуспешно пытается докричаться до окружающих. Те же, влекомые потоком — кордебалет в матросских костюмах изображает качку, — его не слышат, а возлюбленная Софья (актриса Полина Чернышова) ему, как раненому, перебинтовывает рот. Плывущий против течения герой — кость в горле общества: недаром сцену пронзает столб в обхват шириной.

По сути точный и мизансценически отточенный спектакль Сафонова — это развернутая и всесторонне обыгранная фраза антагониста Молчалина (Евгений Пронин): «Ведь нынче любят бессловесных». Поэтому в общей бледной и безликой массе любой, сумевший «сметь свое суждение иметь», выглядит чужаком — пьеса двухсотлетней давности и сегодня не теряет своей актуальности.

Для большей выразительности вся постановка решена преимущественно в черно-белой гамме, и в кульминации — на балу у Фамусова (Михаил Горевой), все персонажи, стремясь перещеголять друг друга в «изощренной продвинутости», постепенно оголяются, оставаясь в исподнем (художник по костюмам Евгения Панфилова). Лишь Чацкий в черном посреди этой карикатуры на светскую тусовку маячит словно бы немым укором — в обществе, где мода на «белых ворон», уже норма считается отклонением.

«Мы попытались, сохраняя авторский юмор, взглянуть на наше странное, искаженное время, когда в жизни остается все меньше настоящего, любая ситуация обрастает как снежный ком слухами, и люди все больше делаются похожими на призраков, выбирая вместо любви комфорт и карьеру», — говорит об идее постановки режиссер.

Как снежный ком в ней нарастает и музыкальное сопровождение — в качестве лейтмотива композитор Фаустас Латенас предложил простую, как упражнение, пьеску, которая по мере действия набирает глубины и грусти, отражая душевное смятение непонятого и отвергнутого влюбленного. Он под сурдинку и уходит «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок»…

[ свернуть ]


Павел Сафонов о своем видении "Горя от ума". Интервью с режиссером

28 декабря 2017
https://tvkultura.ru/article/show/article_id/20888...Философ и литературный критик Николай Надеждин о пьесе Грибоедова написал так: «Произведение сие, несмотря на сценическую несообразность, может долго держаться и иметь зрителей, как живой документ из летописей обще... [ развернуть ]

https://tvkultura.ru/article/show/article_id/20888...


Философ и литературный критик Николай Надеждин о пьесе Грибоедова написал так: «Произведение сие, несмотря на сценическую несообразность, может долго держаться и иметь зрителей, как живой документ из летописей общественной жизни». И ведь долго держится, действительно, и повсеместно, и очень плотно! В 300-х метрах от Театра на Малой Бронной, в Театре «У Никитских ворот», на прошлой неделе была премьера спектакля «Горя без ума». Потому что летопись общественной жизни, по Надеждину, без уточнения того, в какое время и где она проистекает. А форма спектакля по «Горю от ума» - это уже полное право выбора любого режиссёра. У Сафонова выбор свой, его мы и обсудили с ним.

Смотрите интервью с режиссером Павлом Сафоновым в видеосюжете.

[ свернуть ]


«Горе от ума» в Театре на Малой Бронной. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 22.12.2017

28 декабря 2017
https://www.1tv.ru/shows/dobroe-utro/pro-kulturu/g... Большая премьера в театре на Малой Бронной – «Горе от ума» XXI века. О своем новом спектакле рассказывает режиссер Павел Сафонов. В главных ролях – Чацкого и Софьи - Дмитрий Сердюк и Полина Чернышова.

https://www.1tv.ru/shows/dobroe-utro/pro-kulturu/g...

Большая премьера в театре на Малой Бронной – «Горе от ума» XXI века. О своем новом спектакле рассказывает режиссер Павел Сафонов. В главных ролях – Чацкого и Софьи - Дмитрий Сердюк и Полина Чернышова.

[ свернуть ]


ПАВЕЛ САФОНОВ: «ЧАЦКИЙ МНЕ НУЖЕН СЕГОДНЯ»

28 декабря 2017
ПАВЕЛ САФОНОВ: «ЧАЦКИЙ МНЕ НУЖЕН СЕГОДНЯ»17 ДЕКАБРЯ 2017 http://www.teatral-online.ru/news/20438/ В преддверии премьеры спектакля «Горе от ума», которая состоится в Театре на Малой Бронной 22 декабря, режиссер Павел Сафонов ответил на несколько вопросов «Театрала». ... [ развернуть ]

ПАВЕЛ САФОНОВ: «ЧАЦКИЙ МНЕ НУЖЕН СЕГОДНЯ»

17 ДЕКАБРЯ 2017

http://www.teatral-online.ru/news/20438/

В преддверии премьеры спектакля «Горе от ума», которая состоится в Театре на Малой Бронной 22 декабря, режиссер Павел Сафонов ответил на несколько вопросов «Театрала».

- Павел, почему именно сейчас вы взялись за комедию Грибоедова?
- Я «Горе от ума» давно хотел поставить. Пару лет назад в другом театре я уже мечтал ставить эту вещь, но тогда не случилось. А потом я Сергею Анатольевичу (Голомазову. – «Т») про свою мечту рассказал, и ему эта идея понравилась.
Почему сейчас? Наверное, потому, что жизнь вокруг слишком безумная и агрессивная, и часто зашкаливающая в своей нормальной ненормальности. Это связано с тем, чего человек должен добиться в жизни или чего добивается, и какими путями, - в смысле карьеры, успеха, и в смысле своего внешнего вида, и вообще, своего места в этой жизни. Все эти искажения, эта деформация уже приобретает такие масштабы! А мы этого даже не замечаем и принимаем это за реальность. На самом деле, это – пустое, какое-то «норковое» пространство, в котором люди закрываются.

Безусловно, есть в людях душа, есть какая-то точка отсчета, есть желание любви и счастья, но люди об этом совершенно забывают и стремятся в замкнутое пространство, связанное с какими-то совсем другими приоритетами, другими ценностями…

- В свое время с Чацким сравнивали людей, противостоящих обществу – Чаадаева, декабристов…
- В данном случае, мне не хотелось какого-то особенного политического акцента. Мне больше интересно делать спектакль про вот эту, не изменяемую за более чем 200 лет, ужасную закономерность. Когда такой человек, как Чацкий, - который остался в чем-то чист и наивен, хотя в чем-то очень самолюбив, и тоже, наверное, не идеален, но все-таки пытающийся разбудить общество, - протестует как раз против этой ужасной подмены каких-то понятий, которые ему дороги. Особенно ему больно видеть эти изменения в Софье, которая является, была и есть для него единственный источник вдохновения и чистоты. Они ведь с ней были заодно, и это стало в их юности некоей точкой отсчета, из-за которой он двинулся в свое путешествие, как Дон Кихот. А ее это пространство тоже «перекоммутировало», съело постепенно. Хотя они, в общем-то, друг другу были предназначены. Она это помнила, но постепенно забыла. И Чацкий, возвращаясь за ней, обнаруживает, что возвращаться, в общем-то, некуда.
Так что спектакль и об этом – как сохранить себя, как воспрянуть от этого сна, как удержаться от множества соблазнов, которые предлагают ему и Молчалин, и Фамусов.
Чацкий остается верен себе, и в этом смысле, мне кажется, это ценно сегодня. И своей любви остается верен, которая у него была и есть.

- Насколько вам близок этот персонаж?
- Чацкий мне нужен сегодня, в этой жизни, я хочу, чтобы такие люди были. Чтоб остальные задумались о том, что действительно возможны какие-то изменения и в этой среде, в которую он попал, что перемены могут произойти. Но пока он только их заставил вздрогнуть и как-то опустошиться. Бессмысленно низвергнувшись на него, они выбросили свой яд, и, может быть, место этого яда займет что-то другое. Может, они в дальнейшем что-то изменят в своих жизнях.
А что касается современности… Современность, она там, в принципе, налицо – в самом материале. Просто не хотелось на этот раз делать акцент на конкретном месте. Когда ставишь Мольера или Ростана, - то, что я делал на Бронной, - пространства были немного условные. Какой-то Париж, какого-то времени. А тут Москва…

- И какое вы нашли сценическое решение?
- Мне совсем не хотелось заставлять зрителя погружаться в этот старинный московский быт, который бы отягощал. И художник Мариус Яцовскис, с которым я много работаю, предложил очень условное, лаконичное черно-белое пространство, и никакой конкретной Москвы.
Это помогает мне рассказать историю о людях, о какой-то нашей современной психофизике, о жизни, которую мы не буквально осовременили. Я не люблю ни телевизоры, ни телефоны - я люблю театр в его условности. Поэтому мы стараемся явить всю нашу безумную и иногда страшную жизнь в рамках очень условной декорации этого дома, этого сжатого, и отчасти даже безвоздушного пространства.

Женя Панфилова, которая делала костюмы, тоже сделала их достаточно современными и очень гротесковыми, очень театральными, особенно на балу. Гляди на них, мы понимаем, что это может происходить и в современном клубе, и на тематической вечеринке, где люди оделись в старинные, и в чем-то даже параноидальные, костюмы, чтобы показать, насколько они свободны, насколько они в тренде-бренде и во всем, в чем только можно. Поэтому мы понимаем, что это могло бы быть и на современной вечеринке. В этом смысле спектакль современный, в нем нет той Руси, которая нам сейчас уже неведома, но есть Россия, которую мы сейчас чувствуем в воздухе, в пространстве, в поведении людей, в их опустошенности.

- А кто пишет музыку к спектаклю?
- Музыка Фаустаса Латенаса. Очень интересная партитура, даже для Фаустаса в чем-то это достаточно новый подход, но как всегда музыка очень пронзительно светлая и чистая. Он всегда очень помогает отыскать эту верную ноту, он очень чувствует эту «надсюжетность», то, за что должна отвечать музыка. Куда-то всегда подвигает нас подняться чуть-чуть повыше, в небо, куда все устремляется.

- Участвуют только актеры Театра на Бронной?
- Нет, у нас есть там интересные сюрпризы. На роль Софьи я пригласил Полину Чернышеву. Мне кажется, это восходящая театральная звезда. (Она у Урсуляка сыграла Аксинью в «Тихом Доне», и в сериале «Доктор Рихтер», но дело не в кино). Она сейчас в Вахтанговском театре, я с ней когда-то делал дипломный спектакль, а сейчас позвал в этот спектакль. Мне кажется, такой Софьи еще никогда не было. Женя Пронин, который играет у нас Молчалина, тоже приглашенный артист и Михаил Горевой - в роли Фамусова. А в роли Чацкого – актер Бронной Дима Сердюк.

МАРИЯ МИХАЙЛОВА

[ свернуть ]


В Театре на Малой Бронной покажут "Горе от ума"

28 декабря 2017
В Театре на Малой Бронной - премьера "Горе от ума". Текст пьесы, написанной 200 лет назад, по-прежнему звучит современно. А перенос действия из грибоедовских времён в Москву наших дней только усиливает этот эффект.На сцене - последние приготовления. Артисты поправля... [ развернуть ]

В Театре на Малой Бронной - премьера "Горе от ума". Текст пьесы, написанной 200 лет назад, по-прежнему звучит современно. А перенос действия из грибоедовских времён в Москву наших дней только усиливает этот эффект.

На сцене - последние приготовления. Артисты поправляют грим и даже растягиваются перед выступлением. Задача предстоит нелегкая. Перенести образы героев 200-летней давности в современную реальность. Хотя, по мнению самих исполнителей, молчалины, скалозубы, фамусовы и, конечно, чацкие до сих пор странствуют по свету.

Сквозящий ветер одиночества как лейтмотив спектакля. Главный герой, как и сотни лет назад, не похожий на других. Он как белая ворона, только в черном, среди калейдоскопа образов, похожего на какое-то безумие. Чувства передаются только через повязку. Мир, в котором бутафория заменила настоящие эмоции.

"Мне кажется, что сейчас современному зрителю очень важно донести текст, который был написан 200 лет назад и как ни странно, он звучит очень современно, а для этого мне нужно было делать его несколько агрессивным, и вот я попытался его сделать в меру агрессивным, но только для того, чтобы быть услышанным", - рассказал исполнитель роли Чацкого Дмитрий Сердюк. Зритель, кажется, слышит. А вот "глухое" общество на сцене - нет. В современном прочтении все некогда ставшие крылатыми фразы Чацкого кажутся еще более актуальными.

Служение как культ успеха. Приоритеты в современном обществе не меняются. Звания и деньги решают все. Коллежских асессоров заменили новые "молчалины" - офисные клерки, которые в погоне за карьерным ростом готовы не только волочиться за дочерью хозяина, но и примерить самый унизительный образ. Или "скалозубы", готовые ради продвижения по службе крушить все на своем пути. И, конечно, старшее поколение с претензией на уважение.

Модные, креативные и продвинутые... В погоне за "лайками" готовые примерить не самый подходящий наряд. Но главное, что в "тренде". Такой непохожий Чацкий просто обречен быть непринятым.

Елена Сахно, Наталья Епифанова, "ТВ Центр".

Елена Сахно, Наталья Епифанова, "ТВ Центр"

[ свернуть ]


Москва XXI века. В Театре на Малой Бронной показывают премьеру постановки "Горе от ума"

28 декабря 2017
https://tvkultura.ru/article/show/article_id/20846... В Театре на Малой Бронной – премьера. Павел Сафонов поставил «Горе от ума». Он считает, что хрестоматийная пьеса Грибоедова ‒ находка для любого режиссера. У нее сильная энергетика и современное звучание. Наверное... [ развернуть ]

https://tvkultura.ru/article/show/article_id/20846...

В Театре на Малой Бронной – премьера. Павел Сафонов поставил «Горе от ума». Он считает, что хрестоматийная пьеса Грибоедова ‒ находка для любого режиссера. У нее сильная энергетика и современное звучание. Наверное, это позволило Сафонову перенести действие комедии в Москву XXI века. Валерия Кудрявцева делится впечатлениями от нового спектакля.

«Горе от ума» – пьеса, пусть и знакомая со школьной скамьи, но раз в сезон она обязательно появляется на столичных афишах. Каждый следующий режиссер ищет в ней современной звучание и находит свое. И вот теперь – Павел Сафонов. Он объяснил: «Для меня темой, наверное, все равно сегодня в этой пьесе было: как сегодня человеку сохранить себя, чистоту своего восприятия, свой голос, остаться свободным, когда вокруг столько соблазнов».

Вместо московских печек и княгинь в чепцах на сцене – стильные, графичные, эпатажные, подчас карнавальные персонажи – московский свет XXI века. Сценограф Мариус Яцовскис и художник по костюмам Евгения Панфилова создали поэтический, лаконичный мир, полный ярких, невероятно объемных, фантастических персонажей. Столкновение этих странных людей, говорящих реплики Грибоедова почти 200-летней выдержки, рождает сюрреалистическое ощущение.

Михаил Горевой отказался играть Молчалина, зато в роли Фамусова получил от режиссера полную свободу в работе над образом. Он объяснил: «Текст настолько актуален,он настолько сегодняшний! “С тех пор дороги, тротуары, дома и все на новый лад” – пишет Грибоедов. Про кого он пишет? Не про нас ли с вами?! Мне не нужно было ничего придумывать».

Для молодых актеров «Горе от ума» стало своего рода открытием. Полина Чернышова, Софья, говорит, пьеса не была ей близка. «Мне не нравилось, что Чацкий почему-то приходит и всех начинает хаять. Оказалось, это только самый верхний пласт. Там все гораздо глубже и интереснее. Интересно было раскрывать пьесу, она становилась все ближе, ближе. И, в итоге, становилась про тебя», ‒ поделилась Полина Чернышова.

Чацкий на Малой Бронной вовсе не кажется влюбленным романтическим персонажем. Дмитрий Сердюк играет его хлестким, амбициозным, надменным, слегка агрессивным. Главное качество этого Чацкого – обостренное чувство справедливости.

«Таких людей нет. Ведь нет больше Солженицына, Высоцкого. Такой памятник справедливости, как Чацкий, нет, я таких не встречал. А если и появится, то, к сожалению, наше общество, мне кажется, не готово принять их. И они никогда не будут услышаны», ‒ подчеркнул актер Дмитрий Сердюк.

О том, куда сегодня отправляется человек, непринятый обществом и непринимающий его законы, каждый размышляет в меру своей фантазии. Хрестоматийный монолог – на своем месте.

[ свернуть ]


28 декабря 2017
https://tvkultura.ru/article/show/article_id/20888...Философ и литературный критик Николай Надеждин о пьесе Грибоедова написал так: «Произведение сие, несмотря на сценическую несообразность, может долго держаться и иметь зрителей, как живой документ из летописей обще... [ развернуть ]

https://tvkultura.ru/article/show/article_id/20888...

Философ и литературный критик Николай Надеждин о пьесе Грибоедова написал так: «Произведение сие, несмотря на сценическую несообразность, может долго держаться и иметь зрителей, как живой документ из летописей общественной жизни». И ведь долго держится, действительно, и повсеместно, и очень плотно! В 300-х метрах от Театра на Малой Бронной, в Театре «У Никитских ворот», на прошлой неделе была премьера спектакля «Горя без ума». Потому что летопись общественной жизни, по Надеждину, без уточнения того, в какое время и где она проистекает. А форма спектакля по «Горю от ума» - это уже полное право выбора любого режиссёра. У Сафонова выбор свой, его мы и обсудили с ним.

Смотрите интервью с режиссером Павлом Сафоновым в видеосюжете.

[ свернуть ]


«Взглянуть на наше странное, искажённое время»

28 декабря 2017
Славно смахнули пыль с комедии Грибоедова «Горе от ума» в Театре на Малой Бронной! Грибоедов как русский Нострадамус провидчески предрёк будущность. Сегодняшний день накладывается на комедию как калька, остаётся лишь обвести контуры фигур.О, если бы от комедии XIX в... [ развернуть ]

Славно смахнули пыль с комедии Грибоедова «Горе от ума» в Театре на Малой Бронной! Грибоедов как русский Нострадамус провидчески предрёк будущность. Сегодняшний день накладывается на комедию как калька, остаётся лишь обвести контуры фигур.

О, если бы от комедии XIX века осталась только карикатурность, но нет, нас наотмашь бьют - позорная актуальность, абсолютная точность, невыносимая реалистичность. Ничуть не устарело «Горе от ума», ни на грош, ни на йоту!

Школьная программа так мощно раскатала героев в плоскость, что даже сейчас, на премьере, постоянно уплываешь в школьное восприятие, которое поначалу требовало осуждения внешнего вида героев, перемещенных в современные обстоятельства. Но первоначальный ступор, растерянность, связанные с внутренним напряжением от ощущения опасности режиссерской вольницы очень быстро растаяли, а дивный язык помог втянуться в действие с головой. Попытка осовременить, приблизить героев к сегодняшнему зрителю, обыграть старое литературное произведение через призму дней нынешних не нова, но зачастую режиссёры спотыкаются о камень чересчур вольного и порой неумного отношения к первоисточнику, считая себя равными автору.

В той модели, которую задумал Сафонов, так легко было скатиться в китч, но актёры даже не скользили, а и близко не приближались к этой опасной границе. Должны бы быть модные чрезмерные перегибы на злобу дня, можно было ожидать многозначительной тяжеловесной пафосности в отполированных до блеска всем известных цитатных фразах – их не было. Всё к месту. Тонкая режиссура и превосходные актёрские работы.

Спектакль очеловечил всех персонажей, в буквальном смысле оживил c 3D эффектом. Режиссёр Павел Сафонов не искал новых смыслов, не предпринял ничего экстраординарного, лишь взял Чацкого, Софью, Молчалина, Фамусова, Скалозуба, переодел да и поселил их в 21 веке, развернув лицом к нам. Всё остальное нетленное грибоедовское.

Характеры очень хорошо актёрски прописаны, точно вылеплены, правильно угаданы. Все себе что-то выгадывают, кто крошку с барского стола, кто милостивый взгляд власть имущего, кто выгодный брак. Наслаждение доставляет безбрежная афористичность текста, когда смакуется каждая фраза, снайперская меткость каждой строки. Красиво играли, шокирующим было узнавание современных реалий бытия.

Удачно найденный Чацкий – Дмитрий Сердюк, несомненная удача спектакля, ведь в его образе нельзя было ошибиться и на миллиметр! В комедии Грибоедова фигура Чацкого достаточно двусмысленна. Умник или гордец, эгоист или ранимая тонко чувствующая душа? У Грибоедова всё, что говорит Чацкий, кажется не к месту, воспринимается как высокомерный вызов. Сафонов же, дал возможность увидеть, что Чацкий – эстет, умница, зубоскал, уже не романтик, но ещё и не циник, человек, созданный для высоких целей, высокого полёта, которому свобода необходима как кислород. Ум Чацкого не ищет мишени, дразня словесно, он лишь предпринимает попытку быть понятым, быть услышанным, желает достучаться, пробить стену, ищет достойного собеседника, чтобы поговорить на равных.

Обладая философским складом ума, он постоянно анализирует, рассуждает. Для Чацкого невыносима бездуховность, которая большинством понимается как практичная приспособленность к жизни. Мало того, в спектакле ещё неожиданно выясняется и то, что за сатирой стихотворных строк была наглухо запрятана пронзительная линия любви Чацкого к Софье. Чацкий совсем не сухарь – пылает любовью к Софье, живет воспоминаниями, надеждами на встречу.

На Софью (Полина Чернышова) наведено увеличительное стекло. Как странно, что Софья не видит, не ценит, рядом с собой такого человека как Чацкий. Что заставляет Софью избрать предметом своей сердечной привязанности Молчалина с его лакейской душой? В её чувстве к Молчалину кроется не жизненная неопытность, напротив, она бессознательно зеркалит поведение властного предприимчивого отца, и как яблочко от яблони, она следует не зову сердца, но интуитивному, неосознанному разумом расчёту в поиске партнёра удобного для светской жизни.

Молчалин Евгения Пронина – тихий омут с чертями! Мнимой безобидностью он вводит всех в заблуждение, на самом деле персонаж зубастый, опасный. Интересное решение внешнего облика – каблуки, юбка, обтягивающее трико – одежда подчеркивает отсутствие мужского начала. И тем любопытнее разгадывать увлечение Молчалина Лизой (Полина Некрасова), чем же она подогрела его рыбью кровь?

Михаил Горевой великолепно сыграл Фамусова, показав, как лицемерие скручивает его в бараний рог, как он суетится, чтобы приспособиться, встроить себя в узкий мир сильных мира сего, закрепиться в нём. Перед ним была очень сложная задача, ведь нужно полностью разорвать шаблон в восприятии весьма занафталиненного персонажа. Горевой проделал это легко и мастерски. Такой Фамусов, боюсь, и до 22 века доживёт.

В образе быковатого полковника Скалозуба предстал Александр Голубков. Скалозуб в спектакле всем Скалозубам Скалозуб! Сцена в бане, загул, припадок патриотического танца - на отлично, немеешь от соответствия реалиям бытия.

От старухи Хлестовой (Дмитрий Гурьянов) до сих пор нахожусь в шоке. Неожиданная какая старуха! Хороши все актёры, занятые в сцене бала, мрачная эстетика которого чем-то напоминает вакханальную вечеринку Тёмных из Дневного Дозора у Завулона. Удивительно то, что при всей нарочитой порочной утрированности фантасмагорического облика и поведения гостей, к горлу подкатывает тошнотворное чувство вовсе не книжного и не абстрактного дежа вю.

Что же получается в итоге? Чацкий - явление сугубо русское, герой того и нашего времени? Его трудно представить в системе координат другого государства, кроме как нашего. Скольким ещё поколениям нашего общества предстоит оценить жизненность его и других героев воистину бессмертной комедии Грибоедова? В сегодняшнем восприятии текста и спектакля гораздо больше слёз, чем смеха… Так когда же от ума будет не горе, а радость?..

«Да, вот мы такие. А вы?» - обращается Фамусов к залу.

«А что мы? Мы как вы»

Наталья Анисимова

[ свернуть ]