ГОРЕ ОТ УМА

Купить билет Crop  dsc0015
Название: ГОРЕ ОТ УМА
Жанр: комедия
Продолжительность: 3 часа
Официальная премьера: 22 декабря 2017
Возрастные ограничения: 16+
Композитор: Фаустас Латенас
Хореограф: Алишер Хасанов
Художник по костюмам: Евгения Панфилова
Режиссёр-постановщик: Павел Сафонов
Художник по свету: Евгений Виноградов
Художник–постановщик: Мариус Яцовскис

Аннотация:

Сохраняя классический текст комедии Грибоедова, создатели спектакля переносят действие пьесы в Москву XXI века, подчеркивая тему обособленности тех, кто рискует идти против устоявшегося общественного порядка.

Режиссер Павел Сафонов: «Мы попытались, сохраняя авторский юмор, взглянуть на наше странное, искаженное время, когда люди все больше становятся похожими на призраков, выбирая вместо любви комфорт и карьеру».

Small 99 image small
Павел Афанасьевич Фамусов
Small 65 image small
Софья Павловна, его дочь
Small 582933
Софья Павловна, его дочь
Small 25 image small
Лизонька, служанка
Small 58 image small
Лизонька, служанка
Small 642195
Алексей Степанович Молчалин
Small 34 image small
Александр Андреевич Чацкий
Small 28 image small
Полковник Скалозуб Сергей Сергеевич
Small varshava1 min iloveimg compressed iloveimg compressed iloveimg resized
Полковник Скалозуб Сергей Сергеевич
Small 7 image small
Горич Наталья Дмитриевна
Small 32 image small
Горич Платон Михайлович
Small 59 image small
Горич Платон Михайлович
Small 61 image small
Князь Тугоуховский
Small 44 image small
Княгиня Тугоуховская
Small 81 image small
Хрюмина, графиня-бабушка
Small 80 image small
Хрюмина, графиня-бабушка
Small 40 image small
Хрюмина, графиня-внучка
Small 42 image small
Загорецкий
Small 33 image small
Старуха Хлестова
Small 67 image small
Репетилов

Ирина-Х

8 сентября 2018
Спектакль для тех, кто любит театр, как таковой, во всех его проявлениях. Поклонникам классических произведений в чистом виде и школьникам лучше этот спектакль не посещать, чтобы не страдать от внутренних противоречий. Зрителям, готовым взглянуть на «пыльную» классик... [ развернуть ]

Спектакль для тех, кто любит театр, как таковой, во всех его проявлениях. Поклонникам классических произведений в чистом виде и школьникам лучше этот спектакль не посещать, чтобы не страдать от внутренних противоречий.

Зрителям, готовым взглянуть на «пыльную» классику свежим взглядом (на то она и классика), РЕКОМЕНДУЮ посмотреть спектакль и, конечно же, до конца.

Классическое произведение чудесным образом адаптировано к современной жизни (хлёстко, метко и, всё же, деликатно). Чарующая мелодия, сопровождающая действие на сцене, очень помогает осмыслению и уравновешиванию.

В лице режиссера П.Сафонова, выражаю искреннюю благодарность всем создателям спектакля и всему актерскому составу за чувства и эмоции, которые Вы во мне вызвали своим талантом! Браво художнику по костюмам! АПЛОДИРУЮ всем Вам, стоя!!!

Ирина-Х

Ирина-Х

[ свернуть ]


НАТАЛЬЯ КУЗНЕЦОВА

2 августа 2018
Отличная постановка, игра актеров на высшем уровне. Подбор актеров.., все на своих местах. Спасибо за эмоции.

Отличная постановка, игра актеров на высшем уровне. Подбор актеров.., все на своих местах. Спасибо за эмоции.

НАТАЛЬЯ КУЗНЕЦОВА

[ свернуть ]


Куликова Зульфия

11 апреля 2018
Замечательный современный спектакль. Талант Павла Сафонова бесспорен, так приблизить события ко дню сегодняшнему не исказив, не испортив первоисточник. Буквально слово в слово. Удивительно быстро пролетело время, буквально на одном дыхании три с половиной часа минули... [ развернуть ]

Замечательный современный спектакль. Талант Павла Сафонова бесспорен, так приблизить события ко дню сегодняшнему не исказив, не испортив первоисточник. Буквально слово в слово. Удивительно быстро пролетело время, буквально на одном дыхании три с половиной часа минули. Смотришь и понимаешь ничего не меняется, в жизни людей, Грибоедов нисколько не устарел, удивительно актуален. На все эксперименты режиссера смотрю, как на желание приблизить происходящее на сцене к нашей реальности. Актерский состав великолепный, особенно выделяется Софья – в исполнении Полины Чернышевой. Буквально забываешь, что это актриса на сцене, так эмоциональны, глубоки и искренни ее переживания. Молодая, но талантливая актриса. Она прекрасно справилась с задуманным режиссером образом, достойной дочери своего отца, ведь как еще можно объяснить ее выбор. А вот туфли с Молчалина сняли напрасно, надо отдельно упомянуть, что спектакль смотрю во второй раз. Он в них был омерзительнее, бесполое существо, ведь такого образа добивался режиссер. На мой взгляд, нельзя менять концепцию, был задуман в туфлях, так пусть в них остается, а нас зрителей много и мнения у нас разные. Потрясающее соответствие реалиям полковник Скалозуб - Александр Голубков. Михаил Горевой здорово сыграл Фамусова, суетливо желающего угодить и приспособиться. Красиво сыграли все. По-новому открылся Чацкий, он оказывается не циничный, высокомерный зубоскал, а влюбленный романтик.

Куликова Зульфия

[ свернуть ]


Мила_М

17 марта 2018
Вчера посмотрела "Горе от ума" в театре на Малой Бронной. Покорила игра молодого актера Дмитрия Сердюка в роли Чацкого. Я сидела во втором ряду и видела его настоящие слёзы! В последнем акте он был разочарован всеми и плакал... Это было очень трогательно. В роли Фаму... [ развернуть ]

Вчера посмотрела "Горе от ума" в театре на Малой Бронной. Покорила игра молодого актера Дмитрия Сердюка в роли Чацкого. Я сидела во втором ряду и видела его настоящие слёзы! В последнем акте он был разочарован всеми и плакал... Это было очень трогательно.

В роли Фамусова блистал Михаил Горевой. Это уже умудрённый опытом актёр, который прекрасно знает где и как сказать свои реплики. Зал ему рукоплескал. Остальные артисты так же были великолепны. Спектакль оставил хорошее впечатление.

Добавлю выписку из инета.

“Горе от ума” Александра Грибоедова – выдающееся произведение русской литературы, которое буквально сразу после его создания было разобрано на цитаты. Предполагаем, что по количеству афоризмов и поговорок, “вышедших” из литературного произведения, “Горе от ума” является абсолютным чемпионом не только русской, но и мировой литературы.

Действие I

1. “…Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь”. (Лиза, явление 2)

2. “Счастливые часов не наблюдают”. (София, явление 3)

3. “А всё Кузнецкий мост, и вечные французы. (Фамусов, явление 4)

4. “Не надобно иного образца, Когда в глазах пример отца”. (Фамусов, явление 4)

5. “Блажен, кто верует, тепло ему на свете!” (Чацкий, явление 6)

6. “Где ж лучше?” (София) “Где нас нет”. (Чацкий, явление 6)

7. “Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен? Когда ж постранствуешь, воротишься домой, И дым Отечества нам сладок и приятен!” (Чацкий, явление 6)

8. “А впрочем, он дойдёт до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных”. (Чацкий)

Действие II

9. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. (Чацкий, явление 2)

10. “Свежо предание, а верится с трудом”. (Чацкий, явление 2)

11. “Да это ли одно? возьмите вы хлеб-соль: Кто хочет к нам пожаловать, - изволь; Дверь отперта для званых и незваных, Особенно из иностранных; Хоть честный человек, хоть нет, Для нас равнёхонько, про всех готов обед”. (Фамусов о москвичах, явление 6)

12. “Дома новы́, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят Ни годы их, ни моды, ни пожары”. (Чацкий о Москве, явление 5)

13. “А судьи кто?” (Чацкий, явление 5)

14. “Где́, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы?

15. “Да и кому в Москве не зажимали рты. (Чацкий, явление 5)

16. “… злые языки страшнее пистолета!” (Молчалин, явление 11)

Действие III

17. “Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож…” (Чацкий, явление 1)

18. “Чины людьми даются, А люди могут обмануться”. (Чацкий, явление 3)

19. “Зла, в девках целый век, уж Бог её простит”. (Княгиня, явление 8)

Действие IV

21. “О! если б кто в людей проник: Что хуже в них? душа или язык?” (Чацкий, явление 10)

22. “Поверили глупцы, другим передают, Старухи вмиг тревогу бьют – И вот общественное мненье!” (Чацкий, явление 10)

24. “В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов…” (Фамусов, явление 14)

25. “Муж – мальчик, муж – Слуга, из жениных пажей – Высокий идеал московских всех мужей.” (Чацкий, явление 14)

26. “Так! Отрезвился я сполна, Мечтанья с глаз долой – и спала пелена…” (Чацкий, явление 14)

27. “Вы правы́: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорблённому есть чувству уголок!.. Карету мне, карету!” (Чацкий, явление 14

Мила_М

[ свернуть ]


Екатерина Гладышева

28 января 2018
27 декабря смотрела этот спектакль - обожаю, ценю, уважаю профессиональные работы, спасибо всем кто создали этот спектакль. Искренне присоединяюсь к предыдущим восторженным отзывам. От себя ещё добавлю отдельное восхищение тем, как удался перенос в наше время, столь ... [ развернуть ]

27 декабря смотрела этот спектакль - обожаю, ценю, уважаю профессиональные работы, спасибо всем кто создали этот спектакль. Искренне присоединяюсь к предыдущим восторженным отзывам. От себя ещё добавлю отдельное восхищение тем, как удался перенос в наше время, столь давно написанной истории .

Екатерина Гладышева

[ свернуть ]


Ольга Акимовна

18 января 2018
Я плакала Восторг Играя с такой амплитудой и на таком нерве, ребята долго не протянут.. я про здоровье Как после такого впечатления смотреть что-то другое-вопрос!!!

Я плакала Восторг Играя с такой амплитудой и на таком нерве, ребята долго не протянут.. я про здоровье Как после такого впечатления смотреть что-то другое-вопрос!!!

Ольга Акимовна

[ свернуть ]


Надежда Хаустова

25 декабря 2017
Спектакль произвёл сильное впечатление. Контраст между нормальностью Чацкого и сумасшедшим домом вокруг него - запределен!! Восхищена мощью актерского слова. Искренностью Чацкого, голосом Софии, удивительной верностью созданного образа Молчалина, вот уж воистину "н... [ развернуть ]

Спектакль произвёл сильное впечатление. Контраст между нормальностью Чацкого и сумасшедшим домом вокруг него - запределен!! Восхищена мощью актерского слова. Искренностью Чацкого, голосом Софии, удивительной верностью созданного образа Молчалина, вот уж воистину "на цыпочках и не богат словами"! Кто придумал этот образ - просто молодец!!

Надежда Хаустова

[ свернуть ]


Елена Соловьева

22 декабря 2017
21 декабря была на пред премьерном показе спектакля «Горе от ума» в театре на Малой Бронной. Очень понравился и впечатлил! Начало действа – пантомима – так пронзительно точно и трагично передает сюжет всей бессмертной пьесы Грибоедова, что невольно по телу пробегает ... [ развернуть ]

21 декабря была на пред премьерном показе спектакля «Горе от ума» в театре на Малой Бронной. Очень понравился и впечатлил! Начало действа – пантомима – так пронзительно точно и трагично передает сюжет всей бессмертной пьесы Грибоедова, что невольно по телу пробегает дрожь. Дмитрий Сердюк в роли Чацкого - реально бесподобен! Спасибо режиссеру Павлу Сафонову, что пригласил на эту роль именно его! Мне кажется, это настоящий прорыв в творчестве этого молодого и талантливого молодого актера, Браво, Дмитрий, браво!..

Елена Соловьева

[ свернуть ]

Добавить отзыв


Пришли другие времена

1 августа 2018
Пришли другие временаЛюди всё больше становятся похожи на призраковВряд ли кого-то можно удивить новой версией «Горя от ума». Режиссёр Павел Сафонов попытался. Спектакль, поставленный им в Театре на Малой Бронной, открывает новый сезон.Взаимоотношения c грибоедовским... [ развернуть ]

Пришли другие времена

Люди всё больше становятся похожи на призраков

Пришли другие времена

Вряд ли кого-то можно удивить новой версией «Горя от ума». Режиссёр Павел Сафонов попытался. Спектакль, поставленный им в Театре на Малой Бронной, открывает новый сезон.

Взаимоотношения c грибоедовским текстом у Сафонова складываются легко, по-приятельски. В драматурге-классике молодой режиссёр видит современника, с которым вполне естественно перейти на «ты». Действие хрестоматийной пьесы перенесено в ХХI век, здесь всё четко и выверенно, общая идея постановки не только обозначена, но и соблюдена. По-новому сплетённая цепочка драматических конфликтов историю сохраняет, намеренные сокращения и оптические погрешности сознательно нивелируют принадлежность текста определённому времени. Знаки грибоедовской эпохи сменили сегодняшние опознавательные маяки. Они во всём – ритмах, мизансценах, костюмах, современной, чуть небрежной манере общения.

Театральная история, сочинённая П. Сафоновым, связана с молодой частью труппы Театра на Малой Бронной. Режиссёр укрупняет проблемы героев, выводит Софью (П. Чернышову) девочкой-тинейджером, для которой свидание с Молчалиным – первая ночь, проведённая по-взрослому. Её увлечение Молчалиным (Е. Прониным) естественно, он видится ей взрослым и умным. А потом, когда навалятся на неё и внезапный приход отца, и приезд Чацкого, и бессонная ночь, она вдруг расплачется, обнимет куклу, прижмётся к верной Лизе, которая хоть и ровесница, и опыта любовного, как позже выяснится, никакого не имеет, но всё же надежный тыл, подружка и наперсница. К вечеру эта вдруг резко повзрослевшая Софья научится без посторонней помощи постоять за себя, она запустит сплетню про сумасшествие Чацкого и окинет своё окружение, в том числе и Молчалина, другим, не влюблённым, а разочарованным взглядом.

С одной стороны, «Горе от ума» в Театре на Малой Бронной оказалось драмой безгеройной. Чацкий у Д. Сердюка – долговязый юноша в чёрном пальто и чёрной вязаной шапке с чемоданом на колёсах. Он давно не романтик, этот то ли странник, то ли странствующий рыцарь, приехавший издалека к своей прекрасной даме. Хипстер и европеец, он ценит своё мнение, свою свободу, свой выбор. Оказавшись у Фамусова, он бесцельно путается под ногами, задавая явно не те вопросы. Он пытается понять, что нашла хрупкая Софья в мужлане Скалозубе, настоящем полковнике в наколках, которого отец прочит ей в мужья. Не в кабинете и не в бальной зале проводит он с Фамусовым время, а в баньке, с водкой, крепкими мужскими анекдотами и байками про войну. Скалозуб (А. Голубков) аполитичен и глуп, его рассуждения кажутся примитивными, но стареющему плейбою Фамусову и умнице Чацкому он видится героем завтрашнего дня. Не смогли они разглядеть в Молчалине, пафосно-бессловесном секретаре, героя нового времени.

На этом «маскераде» жизни Молчалин свой. Московский уклад, над которым Сафонов предлагает посмеяться, – женский, когда без ведома жены муж не может шагу ступить. Здесь мужчины применяют женские одёжки и ходят на высоких каблуках. Здесь царит Хлёстова, не старуха вовсе, этуаль в короне и модном прикиде, с крошечной собачкой под мышкой. Эту роль Сафонов отдаёт молодому обаятельному актёру Дмитрию Гурьянову, который не скрывает травестийной её составляющей, намеренно играет поперёк авторских характеристик, достойно, без пошлости пародирует звезду эстрады, устраивает своё собственное шоу на вечеринке у Фамусовых.

У Сафонова сплочённая постановочная команда: художник-постановщик М. Яцовскис, художник по костюмам Е. Панфилова, композитор Ф. Латенас. Для «Горя от ума» М. Яцовскис сделал белый зал, где из пола прорастает огромное дерево без кроны и корней, дерево как арт-объект и часть природы, как что-то вполне естественное и трудно объяснимое словами. Режиссёр придумывает бал у Фамусова, где сложный музыкальный ритм, архитектурно выстроенные чёрно-белые костюмы создают другой мир, погружённый в фантасмагорический транс. Завораживающая красота постепенно уходит, уступая место кошмару и мороку. Этот мир карнавален, причудлив и смешон. Сафонов вставляет несколько пантомимических сценок, развёртывает картину закрытой вечеринки, где герои много пьют, злословят, предаются порокам. Режиссёр смеётся над изнаночной стороной благопристойного общества, в прямом и переносном смысле разоблачая, вернее, раздевая всех этих Хрюмовых, Горичей, Репетиловых, Хлёстовых. «Вот мы такие. А вы?» – обращается к залу неугомонный плейбой Фамусов, каким играет его М. Горевой. Он с изумлением глядит на молодёжь, на дочь, гостей и даже Хлёстову, Чац­кого. Его отношение к жизни вдруг в одну ночь разбивается о нравы ХХI века.

Нина Карпова

[ свернуть ]


ПАВЕЛ САФОНОВ: «ВЫШЛО И СМЕШНО, И СТРАШНО» СПЕКТАКЛЬ «ГОРЕ ОТ УМА» ПРЕДЛОЖИЛИ ВЫДВИНУТЬ НА «ЗВЕЗДУ ТЕАТРАЛА»

21 мая 2018
Постановку Павла Сафонова «Горе от ума» по пьесе Грибоедова, вышедшую в декабре в Театре на Малой Бронной, предложили выдвинуть на премию «Звезда Театрала» в номинации «Лучший спектакль. Большая форма». Самого Сафонова зрители отметили в категории «Лучший режиссер», ... [ развернуть ]

Постановку Павла Сафонова «Горе от ума» по пьесе Грибоедова, вышедшую в декабре в Театре на Малой Бронной, предложили выдвинуть на премию «Звезда Театрала» в номинации «Лучший спектакль. Большая форма». Самого Сафонова зрители отметили в категории «Лучший режиссер», а Театр на Малой Бронной – в номинации «Лучший театр».



Напоминаем, что до завершения приема зрительских заявок осталось всего две недели. Уже в начале июня на их основе будет сформирован лонг-лист, после чего начнется голосование, которое определит тройку лидеров в каждой из пятнадцати номинаций. С сентября до конца ноября публике предстоит выбрать из троих финалистов лучшего. Имена лауреатов, набравших наибольшее количество голосов, будут объявлены на торжественной церемонии в Театре им. Вахтангова в первый понедельник декабря. В преддверии голосования «Театрал» поговорил с Павлом Сафоновым о том, как создавалась постановка.



– Павел, сценография спектакля довольна аскетична. Как родилось решение?



– Я уже ставил на Бронной классические тексты «Тартюфа» и «Сирано», которые, несмотря на свою классичность, все же связаны с не очень знакомым нам пространством Парижа. А тут – Москва… С одной стороны, нам близок быт этого города, с другой, именно в этом и заключается сложность. Не хотелось делать историю умозрительной, поэтому вместе с художником Мариусом Яцовскисом мы решили отказаться от изразцовых печей и прочих атрибутов того времени. Так возникла черно-белая и довольно условная в своем быту сценография, на фоне которой становятся особенно выпуклыми персонажи, которые могут жить и, наверное, действительно живут сегодня.



Пойдя по этому пути, мы дошли до современности. В спектакле есть референс гламурных московских вечеринок, где все пытаются быть не теми, кто они есть на самом деле, блистать всеми красками одежды и обсуждаемых тем, при этом теряя себя.


– Вы имеете в виду сцену бала?



– Да, это сцена, в которой мы стремились показать людей на грани безумия, когда они готовы одеться во что угодно, сменить и лицо, и пол, лишь бы приподняться над остальными. Костюмы для спектакля сшила художник Евгения Панфилова, и мне кажется, это потрясающая работа. Вышло и красиво, и страшно, и смешно, и фантасмагорично. Но несмотря на то, что в этих нарядах читается современность, все же они решены через форму театра. Поэтому ощущение, что все происходит в абстрактном и условном мире, все равно сохраняется. В то же время нам не хотелось терять поэтичность и фантастичность самой пьесы.


– Что такой человек, как Чацкий, мог бы сказать Москве наших дней?



– Вы знаете, знаменитый монолог Чацкого «А судьи кто?» нередко заканчивается аплодисментами: слова о процветании лицемерия и фальши вызывают отклик до сих пор.

Законы по-прежнему никому не интересны – все совершается «по понятиям». И люди настолько с этим сживаются, что даже не в состоянии услышать человека, который пытается сказать им: «Ребят, вы чего, так нельзя». Нельзя одной рукой бить, а другой – совершать красивые жесты. Нельзя одной рукой воровать, а второй – проводить благотворительные акции.

В сущности, говоря о жестокостях крепостного права, Чацкий говорит людям, оказавшимся у власти, о необходимости иметь стыд и хоть какое-то представление о справедливости.



– Чем вам лично близок этот персонаж?



– Наверное, тем, что он пытается сохранить себя, свое я, свой голос и верность (хотя, может быть, и наивную) своей любви. С одной стороны, он терпит поражение в этом вихре призраков, неживых фигур, с которыми вынужден бороться, с другой, побеждает – именно потому, что остается тем, кто он есть, не предает свое понимание жизни.



– Почему у Софьи все сложилось по-другому?



– Сначала они с Чацким были заодно, смотрели на мир вместе, были парой, которая должна была и дальше идти рука об руку и, может быть, что-то менять в устройстве жизни. Но Чацкий уехал, и за то время, пока его не было, среда, в которой воспитывалась Софья, грубо говоря, ее перекоммутировала, перемолола. Она сбилась с толку, хотя все равно ищет какой-то путь исходя из собственных чувств и стандартов. Безусловно, она не глупый человек, но для нее это история драматическая. Мне кажется, у исполнительницы этой роли Полины Чернышовой получилась очень необычная героиня.


– Что вы хотели сказать зрителю этой постановкой?



– Будучи очень талантливым человеком, Чацкий, безусловно, должен был быть принят этой страной. Он мог сделать для нее много полезного и важного. Но он не смог реализоваться, потому что вокруг царит безумие и бесправие. И все-таки Чацкий, в отличие от Молчалина, Фамусова или Скалозуба, не пожертвовал своей личностью в угоду карьерным поползновениям, успеху, который сейчас считается главным завоеванием.


Мне кажется, человек не совершит необратимых поступков, если сохранит в себе верность детским идеалам. Наверное, это было одно из важнейших ощущений

АННА ТИМИНА

[ свернуть ]


Классика На Балу Современности

15 января 2018
Газета «Мой район»29.12.2017«Горе от ума» — третий спектакль Павла Сафонова в Театре на Малой Бронной. Его предыдущие работы — «Тартюф» и «Сирано де Бержерак» — публика запомнила по ярким и смелым образам, оригинальной и смелой сценографии. А также бережному отношен... [ развернуть ]

Газета «Мой район»

«Горе от ума» — третий спектакль Павла Сафонова в Театре на Малой Бронной. Его предыдущие работы — «Тартюф» и «Сирано де Бержерак» — публика запомнила по ярким и смелым образам, оригинальной и смелой сценографии. А также бережному отношению к авторскому тексту.

В своей новой постановке молодой режиссер придерживается избранных принципов и предлагает современную трактовку хорошо всем знакомой со школьной скамьи пьесы под весьма своеобразным углом…

…наклонным — классическая итальянская сцена-коробка здесь сведена к перспективе. Это усеченная пирамида, чье белое широкое основание открыто публике, а вершина упирается в черный квадрат. Тут можно усмотреть и привет современному искусству, и ответ на вопрос про свет в конце тоннеля.

Но все‑таки Александр Андреевич Чацкий, как отметили еще современники драматурга Грибоедова, — российский Гамлет, и такое сценографическое решение к тому же зримая метафора «шекспировского тупика умного, несчастного, глубоко и тонко чувствующего человека» (художник-постановщик Мариус Яцовскис).

И своеобразный рупор общественного мнения, а также усилитель голоса для бессловесного вначале протагониста: спектакль начинается с решенной в кинематографической стилистике интермедии, в которой Чацкий (актер Дмитрий Сердюк) беззвучно и безуспешно пытается докричаться до окружающих. Те же, влекомые потоком — кордебалет в матросских костюмах изображает качку, — его не слышат, а возлюбленная Софья (актриса Полина Чернышова) ему, как раненому, перебинтовывает рот. Плывущий против течения герой — кость в горле общества: недаром сцену пронзает столб в обхват шириной.

По сути точный и мизансценически отточенный спектакль Сафонова — это развернутая и всесторонне обыгранная фраза антагониста Молчалина (Евгений Пронин): «Ведь нынче любят бессловесных». Поэтому в общей бледной и безликой массе любой, сумевший «сметь свое суждение иметь», выглядит чужаком — пьеса двухсотлетней давности и сегодня не теряет своей актуальности.

Для большей выразительности вся постановка решена преимущественно в черно-белой гамме, и в кульминации — на балу у Фамусова (Михаил Горевой), все персонажи, стремясь перещеголять друг друга в «изощренной продвинутости», постепенно оголяются, оставаясь в исподнем (художник по костюмам Евгения Панфилова). Лишь Чацкий в черном посреди этой карикатуры на светскую тусовку маячит словно бы немым укором — в обществе, где мода на «белых ворон», уже норма считается отклонением.

«Мы попытались, сохраняя авторский юмор, взглянуть на наше странное, искаженное время, когда в жизни остается все меньше настоящего, любая ситуация обрастает как снежный ком слухами, и люди все больше делаются похожими на призраков, выбирая вместо любви комфорт и карьеру», — говорит об идее постановки режиссер.

Как снежный ком в ней нарастает и музыкальное сопровождение — в качестве лейтмотива композитор Фаустас Латенас предложил простую, как упражнение, пьеску, которая по мере действия набирает глубины и грусти, отражая душевное смятение непонятого и отвергнутого влюбленного. Он под сурдинку и уходит «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок»…

[ свернуть ]


Павел Сафонов о своем видении "Горя от ума". Интервью с режиссером

28 декабря 2017
https://tvkultura.ru/article/show/article_id/20888...Философ и литературный критик Николай Надеждин о пьесе Грибоедова написал так: «Произведение сие, несмотря на сценическую несообразность, может долго держаться и иметь зрителей, как живой документ из летописей обще... [ развернуть ]

https://tvkultura.ru/article/show/article_id/20888...


Философ и литературный критик Николай Надеждин о пьесе Грибоедова написал так: «Произведение сие, несмотря на сценическую несообразность, может долго держаться и иметь зрителей, как живой документ из летописей общественной жизни». И ведь долго держится, действительно, и повсеместно, и очень плотно! В 300-х метрах от Театра на Малой Бронной, в Театре «У Никитских ворот», на прошлой неделе была премьера спектакля «Горя без ума». Потому что летопись общественной жизни, по Надеждину, без уточнения того, в какое время и где она проистекает. А форма спектакля по «Горю от ума» - это уже полное право выбора любого режиссёра. У Сафонова выбор свой, его мы и обсудили с ним.

Смотрите интервью с режиссером Павлом Сафоновым в видеосюжете.

[ свернуть ]


«Горе от ума» в Театре на Малой Бронной. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 22.12.2017

28 декабря 2017
https://www.1tv.ru/shows/dobroe-utro/pro-kulturu/g... Большая премьера в театре на Малой Бронной – «Горе от ума» XXI века. О своем новом спектакле рассказывает режиссер Павел Сафонов. В главных ролях – Чацкого и Софьи - Дмитрий Сердюк и Полина Чернышова.

https://www.1tv.ru/shows/dobroe-utro/pro-kulturu/g...

Большая премьера в театре на Малой Бронной – «Горе от ума» XXI века. О своем новом спектакле рассказывает режиссер Павел Сафонов. В главных ролях – Чацкого и Софьи - Дмитрий Сердюк и Полина Чернышова.

[ свернуть ]


ПАВЕЛ САФОНОВ: «ЧАЦКИЙ МНЕ НУЖЕН СЕГОДНЯ»

28 декабря 2017
ПАВЕЛ САФОНОВ: «ЧАЦКИЙ МНЕ НУЖЕН СЕГОДНЯ»17 ДЕКАБРЯ 2017 http://www.teatral-online.ru/news/20438/ В преддверии премьеры спектакля «Горе от ума», которая состоится в Театре на Малой Бронной 22 декабря, режиссер Павел Сафонов ответил на несколько вопросов «Театрала». ... [ развернуть ]

ПАВЕЛ САФОНОВ: «ЧАЦКИЙ МНЕ НУЖЕН СЕГОДНЯ»

17 ДЕКАБРЯ 2017

http://www.teatral-online.ru/news/20438/

В преддверии премьеры спектакля «Горе от ума», которая состоится в Театре на Малой Бронной 22 декабря, режиссер Павел Сафонов ответил на несколько вопросов «Театрала».

- Павел, почему именно сейчас вы взялись за комедию Грибоедова?
- Я «Горе от ума» давно хотел поставить. Пару лет назад в другом театре я уже мечтал ставить эту вещь, но тогда не случилось. А потом я Сергею Анатольевичу (Голомазову. – «Т») про свою мечту рассказал, и ему эта идея понравилась.
Почему сейчас? Наверное, потому, что жизнь вокруг слишком безумная и агрессивная, и часто зашкаливающая в своей нормальной ненормальности. Это связано с тем, чего человек должен добиться в жизни или чего добивается, и какими путями, - в смысле карьеры, успеха, и в смысле своего внешнего вида, и вообще, своего места в этой жизни. Все эти искажения, эта деформация уже приобретает такие масштабы! А мы этого даже не замечаем и принимаем это за реальность. На самом деле, это – пустое, какое-то «норковое» пространство, в котором люди закрываются.

Безусловно, есть в людях душа, есть какая-то точка отсчета, есть желание любви и счастья, но люди об этом совершенно забывают и стремятся в замкнутое пространство, связанное с какими-то совсем другими приоритетами, другими ценностями…

- В свое время с Чацким сравнивали людей, противостоящих обществу – Чаадаева, декабристов…
- В данном случае, мне не хотелось какого-то особенного политического акцента. Мне больше интересно делать спектакль про вот эту, не изменяемую за более чем 200 лет, ужасную закономерность. Когда такой человек, как Чацкий, - который остался в чем-то чист и наивен, хотя в чем-то очень самолюбив, и тоже, наверное, не идеален, но все-таки пытающийся разбудить общество, - протестует как раз против этой ужасной подмены каких-то понятий, которые ему дороги. Особенно ему больно видеть эти изменения в Софье, которая является, была и есть для него единственный источник вдохновения и чистоты. Они ведь с ней были заодно, и это стало в их юности некоей точкой отсчета, из-за которой он двинулся в свое путешествие, как Дон Кихот. А ее это пространство тоже «перекоммутировало», съело постепенно. Хотя они, в общем-то, друг другу были предназначены. Она это помнила, но постепенно забыла. И Чацкий, возвращаясь за ней, обнаруживает, что возвращаться, в общем-то, некуда.
Так что спектакль и об этом – как сохранить себя, как воспрянуть от этого сна, как удержаться от множества соблазнов, которые предлагают ему и Молчалин, и Фамусов.
Чацкий остается верен себе, и в этом смысле, мне кажется, это ценно сегодня. И своей любви остается верен, которая у него была и есть.

- Насколько вам близок этот персонаж?
- Чацкий мне нужен сегодня, в этой жизни, я хочу, чтобы такие люди были. Чтоб остальные задумались о том, что действительно возможны какие-то изменения и в этой среде, в которую он попал, что перемены могут произойти. Но пока он только их заставил вздрогнуть и как-то опустошиться. Бессмысленно низвергнувшись на него, они выбросили свой яд, и, может быть, место этого яда займет что-то другое. Может, они в дальнейшем что-то изменят в своих жизнях.
А что касается современности… Современность, она там, в принципе, налицо – в самом материале. Просто не хотелось на этот раз делать акцент на конкретном месте. Когда ставишь Мольера или Ростана, - то, что я делал на Бронной, - пространства были немного условные. Какой-то Париж, какого-то времени. А тут Москва…

- И какое вы нашли сценическое решение?
- Мне совсем не хотелось заставлять зрителя погружаться в этот старинный московский быт, который бы отягощал. И художник Мариус Яцовскис, с которым я много работаю, предложил очень условное, лаконичное черно-белое пространство, и никакой конкретной Москвы.
Это помогает мне рассказать историю о людях, о какой-то нашей современной психофизике, о жизни, которую мы не буквально осовременили. Я не люблю ни телевизоры, ни телефоны - я люблю театр в его условности. Поэтому мы стараемся явить всю нашу безумную и иногда страшную жизнь в рамках очень условной декорации этого дома, этого сжатого, и отчасти даже безвоздушного пространства.

Женя Панфилова, которая делала костюмы, тоже сделала их достаточно современными и очень гротесковыми, очень театральными, особенно на балу. Гляди на них, мы понимаем, что это может происходить и в современном клубе, и на тематической вечеринке, где люди оделись в старинные, и в чем-то даже параноидальные, костюмы, чтобы показать, насколько они свободны, насколько они в тренде-бренде и во всем, в чем только можно. Поэтому мы понимаем, что это могло бы быть и на современной вечеринке. В этом смысле спектакль современный, в нем нет той Руси, которая нам сейчас уже неведома, но есть Россия, которую мы сейчас чувствуем в воздухе, в пространстве, в поведении людей, в их опустошенности.

- А кто пишет музыку к спектаклю?
- Музыка Фаустаса Латенаса. Очень интересная партитура, даже для Фаустаса в чем-то это достаточно новый подход, но как всегда музыка очень пронзительно светлая и чистая. Он всегда очень помогает отыскать эту верную ноту, он очень чувствует эту «надсюжетность», то, за что должна отвечать музыка. Куда-то всегда подвигает нас подняться чуть-чуть повыше, в небо, куда все устремляется.

- Участвуют только актеры Театра на Бронной?
- Нет, у нас есть там интересные сюрпризы. На роль Софьи я пригласил Полину Чернышеву. Мне кажется, это восходящая театральная звезда. (Она у Урсуляка сыграла Аксинью в «Тихом Доне», и в сериале «Доктор Рихтер», но дело не в кино). Она сейчас в Вахтанговском театре, я с ней когда-то делал дипломный спектакль, а сейчас позвал в этот спектакль. Мне кажется, такой Софьи еще никогда не было. Женя Пронин, который играет у нас Молчалина, тоже приглашенный артист и Михаил Горевой - в роли Фамусова. А в роли Чацкого – актер Бронной Дима Сердюк.

МАРИЯ МИХАЙЛОВА

[ свернуть ]


В Театре на Малой Бронной покажут "Горе от ума"

28 декабря 2017
В Театре на Малой Бронной - премьера "Горе от ума". Текст пьесы, написанной 200 лет назад, по-прежнему звучит современно. А перенос действия из грибоедовских времён в Москву наших дней только усиливает этот эффект.На сцене - последние приготовления. Артисты поправля... [ развернуть ]

В Театре на Малой Бронной - премьера "Горе от ума". Текст пьесы, написанной 200 лет назад, по-прежнему звучит современно. А перенос действия из грибоедовских времён в Москву наших дней только усиливает этот эффект.

На сцене - последние приготовления. Артисты поправляют грим и даже растягиваются перед выступлением. Задача предстоит нелегкая. Перенести образы героев 200-летней давности в современную реальность. Хотя, по мнению самих исполнителей, молчалины, скалозубы, фамусовы и, конечно, чацкие до сих пор странствуют по свету.

Сквозящий ветер одиночества как лейтмотив спектакля. Главный герой, как и сотни лет назад, не похожий на других. Он как белая ворона, только в черном, среди калейдоскопа образов, похожего на какое-то безумие. Чувства передаются только через повязку. Мир, в котором бутафория заменила настоящие эмоции.

"Мне кажется, что сейчас современному зрителю очень важно донести текст, который был написан 200 лет назад и как ни странно, он звучит очень современно, а для этого мне нужно было делать его несколько агрессивным, и вот я попытался его сделать в меру агрессивным, но только для того, чтобы быть услышанным", - рассказал исполнитель роли Чацкого Дмитрий Сердюк. Зритель, кажется, слышит. А вот "глухое" общество на сцене - нет. В современном прочтении все некогда ставшие крылатыми фразы Чацкого кажутся еще более актуальными.

Служение как культ успеха. Приоритеты в современном обществе не меняются. Звания и деньги решают все. Коллежских асессоров заменили новые "молчалины" - офисные клерки, которые в погоне за карьерным ростом готовы не только волочиться за дочерью хозяина, но и примерить самый унизительный образ. Или "скалозубы", готовые ради продвижения по службе крушить все на своем пути. И, конечно, старшее поколение с претензией на уважение.

Модные, креативные и продвинутые... В погоне за "лайками" готовые примерить не самый подходящий наряд. Но главное, что в "тренде". Такой непохожий Чацкий просто обречен быть непринятым.

Елена Сахно, Наталья Епифанова, "ТВ Центр".

Елена Сахно, Наталья Епифанова, "ТВ Центр"

[ свернуть ]


Москва XXI века. В Театре на Малой Бронной показывают премьеру постановки "Горе от ума"

28 декабря 2017
https://tvkultura.ru/article/show/article_id/20846... В Театре на Малой Бронной – премьера. Павел Сафонов поставил «Горе от ума». Он считает, что хрестоматийная пьеса Грибоедова ‒ находка для любого режиссера. У нее сильная энергетика и современное звучание. Наверное... [ развернуть ]

https://tvkultura.ru/article/show/article_id/20846...

В Театре на Малой Бронной – премьера. Павел Сафонов поставил «Горе от ума». Он считает, что хрестоматийная пьеса Грибоедова ‒ находка для любого режиссера. У нее сильная энергетика и современное звучание. Наверное, это позволило Сафонову перенести действие комедии в Москву XXI века. Валерия Кудрявцева делится впечатлениями от нового спектакля.

«Горе от ума» – пьеса, пусть и знакомая со школьной скамьи, но раз в сезон она обязательно появляется на столичных афишах. Каждый следующий режиссер ищет в ней современной звучание и находит свое. И вот теперь – Павел Сафонов. Он объяснил: «Для меня темой, наверное, все равно сегодня в этой пьесе было: как сегодня человеку сохранить себя, чистоту своего восприятия, свой голос, остаться свободным, когда вокруг столько соблазнов».

Вместо московских печек и княгинь в чепцах на сцене – стильные, графичные, эпатажные, подчас карнавальные персонажи – московский свет XXI века. Сценограф Мариус Яцовскис и художник по костюмам Евгения Панфилова создали поэтический, лаконичный мир, полный ярких, невероятно объемных, фантастических персонажей. Столкновение этих странных людей, говорящих реплики Грибоедова почти 200-летней выдержки, рождает сюрреалистическое ощущение.

Михаил Горевой отказался играть Молчалина, зато в роли Фамусова получил от режиссера полную свободу в работе над образом. Он объяснил: «Текст настолько актуален,он настолько сегодняшний! “С тех пор дороги, тротуары, дома и все на новый лад” – пишет Грибоедов. Про кого он пишет? Не про нас ли с вами?! Мне не нужно было ничего придумывать».

Для молодых актеров «Горе от ума» стало своего рода открытием. Полина Чернышова, Софья, говорит, пьеса не была ей близка. «Мне не нравилось, что Чацкий почему-то приходит и всех начинает хаять. Оказалось, это только самый верхний пласт. Там все гораздо глубже и интереснее. Интересно было раскрывать пьесу, она становилась все ближе, ближе. И, в итоге, становилась про тебя», ‒ поделилась Полина Чернышова.

Чацкий на Малой Бронной вовсе не кажется влюбленным романтическим персонажем. Дмитрий Сердюк играет его хлестким, амбициозным, надменным, слегка агрессивным. Главное качество этого Чацкого – обостренное чувство справедливости.

«Таких людей нет. Ведь нет больше Солженицына, Высоцкого. Такой памятник справедливости, как Чацкий, нет, я таких не встречал. А если и появится, то, к сожалению, наше общество, мне кажется, не готово принять их. И они никогда не будут услышаны», ‒ подчеркнул актер Дмитрий Сердюк.

О том, куда сегодня отправляется человек, непринятый обществом и непринимающий его законы, каждый размышляет в меру своей фантазии. Хрестоматийный монолог – на своем месте.

[ свернуть ]


Интервью с режиссером Павлом Сафоновым в видеосюжете.

28 декабря 2017
https://tvkultura.ru/article/show/article_id/20888...Философ и литературный критик Николай Надеждин о пьесе Грибоедова написал так: «Произведение сие, несмотря на сценическую несообразность, может долго держаться и иметь зрителей, как живой документ из летописей обще... [ развернуть ]

https://tvkultura.ru/article/show/article_id/20888...

Философ и литературный критик Николай Надеждин о пьесе Грибоедова написал так: «Произведение сие, несмотря на сценическую несообразность, может долго держаться и иметь зрителей, как живой документ из летописей общественной жизни». И ведь долго держится, действительно, и повсеместно, и очень плотно! В 300-х метрах от Театра на Малой Бронной, в Театре «У Никитских ворот», на прошлой неделе была премьера спектакля «Горя без ума». Потому что летопись общественной жизни, по Надеждину, без уточнения того, в какое время и где она проистекает. А форма спектакля по «Горю от ума» - это уже полное право выбора любого режиссёра. У Сафонова выбор свой, его мы и обсудили с ним.

Смотрите интервью с режиссером Павлом Сафоновым в видеосюжете.

Интервью с режиссером Павлом Сафоновым в видеосюжете.

[ свернуть ]


Пришли Другие Времена Люди Всё Больше Становятся Похожи На Призраков

2 августа 2018
Литературная газетаВряд ли кого-то можно удивить новой версией «Горя от ума». Режиссёр Павел Сафонов попытался. Спектакль, поставленный им в Театре на Малой Бронной, открывает новый сезон.Взаимоотношения c грибоедовским текстом у Сафонова складываются легко, по-прият... [ развернуть ]

Литературная газета


Пришли другие времена

Вряд ли кого-то можно удивить новой версией «Горя от ума». Режиссёр Павел Сафонов попытался. Спектакль, поставленный им в Театре на Малой Бронной, открывает новый сезон.

Взаимоотношения c грибоедовским текстом у Сафонова складываются легко, по-приятельски. В драматурге-классике молодой режиссёр видит современника, с которым вполне естественно перейти на «ты». Действие хрестоматийной пьесы перенесено в ХХI век, здесь всё четко и выверенно, общая идея постановки не только обозначена, но и соблюдена. По-новому сплетённая цепочка драматических конфликтов историю сохраняет, намеренные сокращения и оптические погрешности сознательно нивелируют принадлежность текста определённому времени. Знаки грибоедовской эпохи сменили сегодняшние опознавательные маяки. Они во всём – ритмах, мизансценах, костюмах, современной, чуть небрежной манере общения.

Театральная история, сочинённая П. Сафоновым, связана с молодой частью труппы Театра на Малой Бронной. Режиссёр укрупняет проблемы героев, выводит Софью (П. Чернышову) девочкой-тинейджером, для которой свидание с Молчалиным – первая ночь, проведённая по-взрослому. Её увлечение Молчалиным (Е. Прониным) естественно, он видится ей взрослым и умным. А потом, когда навалятся на неё и внезапный приход отца, и приезд Чацкого, и бессонная ночь, она вдруг расплачется, обнимет куклу, прижмётся к верной Лизе, которая хоть и ровесница, и опыта любовного, как позже выяснится, никакого не имеет, но всё же надежный тыл, подружка и наперсница. К вечеру эта вдруг резко повзрослевшая Софья научится без посторонней помощи постоять за себя, она запустит сплетню про сумасшествие Чацкого и окинет своё окружение, в том числе и Молчалина, другим, не влюблённым, а разочарованным взглядом.

С одной стороны, «Горе от ума» в Театре на Малой Бронной оказалось драмой безгеройной. Чацкий у Д. Сердюка – долговязый юноша в чёрном пальто и чёрной вязаной шапке с чемоданом на колёсах. Он давно не романтик, этот то ли странник, то ли странствующий рыцарь, приехавший издалека к своей прекрасной даме. Хипстер и европеец, он ценит своё мнение, свою свободу, свой выбор. Оказавшись у Фамусова, он бесцельно путается под ногами, задавая явно не те вопросы. Он пытается понять, что нашла хрупкая Софья в мужлане Скалозубе, настоящем полковнике в наколках, которого отец прочит ей в мужья. Не в кабинете и не в бальной зале проводит он с Фамусовым время, а в баньке, с водкой, крепкими мужскими анекдотами и байками про войну. Скалозуб (А. Голубков) аполитичен и глуп, его рассуждения кажутся примитивными, но стареющему плейбою Фамусову и умнице Чацкому он видится героем завтрашнего дня. Не смогли они разглядеть в Молчалине, пафосно-бессловесном секретаре, героя нового времени.

На этом «маскераде» жизни Молчалин свой. Московский уклад, над которым Сафонов предлагает посмеяться, – женский, когда без ведома жены муж не может шагу ступить. Здесь мужчины применяют женские одёжки и ходят на высоких каблуках. Здесь царит Хлёстова, не старуха вовсе, этуаль в короне и модном прикиде, с крошечной собачкой под мышкой. Эту роль Сафонов отдаёт молодому обаятельному актёру Дмитрию Гурьянову, который не скрывает травестийной её составляющей, намеренно играет поперёк авторских характеристик, достойно, без пошлости пародирует звезду эстрады, устраивает своё собственное шоу на вечеринке у Фамусовых.

У Сафонова сплочённая постановочная команда: художник-постановщик М. Яцовскис, художник по костюмам Е. Панфилова, композитор Ф. Латенас. Для «Горя от ума» М. Яцовскис сделал белый зал, где из пола прорастает огромное дерево без кроны и корней, дерево как арт-объект и часть природы, как что-то вполне естественное и трудно объяснимое словами. Режиссёр придумывает бал у Фамусова, где сложный музыкальный ритм, архитектурно выстроенные чёрно-белые костюмы создают другой мир, погружённый в фантасмагорический транс. Завораживающая красота постепенно уходит, уступая место кошмару и мороку. Этот мир карнавален, причудлив и смешон. Сафонов вставляет несколько пантомимических сценок, развёртывает картину закрытой вечеринки, где герои много пьют, злословят, предаются порокам. Режиссёр смеётся над изнаночной стороной благопристойного общества, в прямом и переносном смысле разоблачая, вернее, раздевая всех этих Хрюмовых, Горичей, Репетиловых, Хлёстовых. «Вот мы такие. А вы?» – обращается к залу неугомонный плейбой Фамусов, каким играет его М. Горевой. Он с изумлением глядит на молодёжь, на дочь, гостей и даже Хлёстову, Чац­кого. Его отношение к жизни вдруг в одну ночь разбивается о нравы ХХI века.


Нина Карпова

[ свернуть ]


Разве Это «Горе»?

19 января 2018
Павел Сафонов представил в Театре на Малой Бронной, пожалуй, самое известное и цитируемое произведение русской классики, «Горе от ума». В поисках нового прочтения хрестоматийной драмы режиссер зашел довольно далеко и перенес героев Грибоедова в XXI век.Каждый год теа... [ развернуть ]


Павел Сафонов представил в Театре на Малой Бронной, пожалуй, самое известное и цитируемое произведение русской классики, «Горе от ума». В поисках нового прочтения хрестоматийной драмы режиссер зашел довольно далеко и перенес героев Грибоедова в XXI век.

Каждый год театральная Москва ждет приезда очередного Чацкого в дом Фамусова. И всякий раз режиссеры ищут в легендарной пьесе иные, созвучные сегодняшнему дню нюансы и краски. Так, например, Римас Туминас поставил в «Современнике» спектакль о том, что в нынешней России уже нет борьбы убеждений, как было при дедах. Скорее, полное их отсутствие, вызванное кашей в головах. Сафонов в некотором роде продолжает тему Туминаса и пытается поговорить со зрителем об омертвении общества. По его мнению, сейчас вместо любви — комфорт, вместо идеалов — карьера и подхалимство, вместо души — кривлянье и манерность. Живым и верным своим принципам остается лишь Чацкий. И тут вскрывается еще один интересный пласт — рассуждение о герое, опередившем по мысли и духу свое время. Оставшийся неприятным, непонятым, в некотором роде враждебным обществу, герой сравним с Тарковским, Бродским и прочими выдающимися личностями, отвергнутыми своей эпохой.

Фото: mbronnaya.ru

Чацкий в исполнении Дмитрия Сердюка едкий, остроумный, злословящий молодой человек, за внешним сарказмом которого скрывается неисправимый романтик и идеалист. Черная накидка, шапочка с отворотом да небольшой чемодан — вот, кажется, и все его пожитки. Главное он хранит внутри.

Молчалин в исполнении Евгения Пронина представляет собирательный образ мужчины нашего времени. То ли менеджер, то ли клерк. В очках и с портфелем. Не уверен в себе, инфантилен, замкнут и боязлив. А все откуда? Правильно, из детства. В общем, дедушка Фрейд остался бы доволен. «Мне завещал отец: во-первых, угождать всем людям без изъятья; хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить. Слуге его, который чистит платья...» — сообщает герой в финале пьесы. Зацепившись за эти строчки, режиссер и актер нашли сегодняшнего Молчалина.

Фамусов Михаила Горевого — выходец из 90-х, живущий по понятиям, увешанный цепями и считающий, что связи и правильный круг общения — главное в жизни. Софья (Полина Чернышова) — дитя эпохи. Избалованна, кокетлива, легка на подъем, жизни толком не знает, но жаждет любви и потому парит, наслаждаясь вниманием Молчалина.

Фото: mbronnaya.ru

Интересно наблюдать за тем, как работают со стихотворным текстом молодые артисты. Например, Дмитрий Сердюк пытается осмыслить каждую строчку и паузу, вложить в них определенный посыл. Для Полины Чернышовой и Михаила Горевого главным становится не форма, а содержание, так что декларируемый ими текст порой превращается из поэзии в прозу. Евгений Пронин произносит фразы неспешно, словно придумывает их по ходу действия.

Апогеем спектакля становится бал, ради которого, кажется, режиссер и взялся за «Горе от ума». Все маски сброшены, точнее, артисты на сцене как раз в них, а вот зритель по поведению и поступкам героев наконец-то понимает, что это за люди перед ним. Тут нужно отдать должное сценографу Мариусу Яцовскису и художнику по костюмам Евгении Панфиловой, создавшим сюрреалистический черно-белый мир. Этот бал правит эпатаж и откровенность. У кого разрез глубже или наряд причудливее, тот и центр внимания. К удивлению, обнаруживаешь, что шпиц, пользующийся популярностью у привилегированных особ времен Грибоедова, сегодня вновь в моде. «Звезда» тусовок — старуха Хлестова (Дмитрий Гурьянов) появляется с ним под мышкой под всеобщее восхищение. Каждая фраза артиста вызывает молниеносный отклик в зале. Еще бы! Тут ведь вам и корона, и исполинский рост, и вьющиеся локоны.

Фото: mbronnaya.ru

В сцене бала режиссер как будто проверяет своего Чацкого на прочность, окуная его с головой в светский абсурд ночной Москвы. И хотя пожевали героя как следует, проглотить так и не удалось: уже больно крепок он в своих принципах и идеалах.

Впрочем, в трактовке Сафонова есть и изъяны. Классическая драматургия подчас сопротивляется режиссерскому замыслу и оставляет затяжки. Не до конца, скажем, понятно, с чего современный Фамусов так страдает и негодует по поводу вечерней встречи дочери и Чацкого. Понять чувства отца времен Грибоедова можно, но зачем в наши дни так убиваться из-за простой беседы молодых людей? Особенно если учесть, что буквально десять минут назад Софья вернулась из настоящего вертепа.

Денис СУТЫКА

[ свернуть ]


«Взглянуть на наше странное, искажённое время»

28 декабря 2017
Славно смахнули пыль с комедии Грибоедова «Горе от ума» в Театре на Малой Бронной! Грибоедов как русский Нострадамус провидчески предрёк будущность. Сегодняшний день накладывается на комедию как калька, остаётся лишь обвести контуры фигур.О, если бы от комедии XIX в... [ развернуть ]

Славно смахнули пыль с комедии Грибоедова «Горе от ума» в Театре на Малой Бронной! Грибоедов как русский Нострадамус провидчески предрёк будущность. Сегодняшний день накладывается на комедию как калька, остаётся лишь обвести контуры фигур.

О, если бы от комедии XIX века осталась только карикатурность, но нет, нас наотмашь бьют - позорная актуальность, абсолютная точность, невыносимая реалистичность. Ничуть не устарело «Горе от ума», ни на грош, ни на йоту!

Школьная программа так мощно раскатала героев в плоскость, что даже сейчас, на премьере, постоянно уплываешь в школьное восприятие, которое поначалу требовало осуждения внешнего вида героев, перемещенных в современные обстоятельства. Но первоначальный ступор, растерянность, связанные с внутренним напряжением от ощущения опасности режиссерской вольницы очень быстро растаяли, а дивный язык помог втянуться в действие с головой. Попытка осовременить, приблизить героев к сегодняшнему зрителю, обыграть старое литературное произведение через призму дней нынешних не нова, но зачастую режиссёры спотыкаются о камень чересчур вольного и порой неумного отношения к первоисточнику, считая себя равными автору.

В той модели, которую задумал Сафонов, так легко было скатиться в китч, но актёры даже не скользили, а и близко не приближались к этой опасной границе. Должны бы быть модные чрезмерные перегибы на злобу дня, можно было ожидать многозначительной тяжеловесной пафосности в отполированных до блеска всем известных цитатных фразах – их не было. Всё к месту. Тонкая режиссура и превосходные актёрские работы.

Спектакль очеловечил всех персонажей, в буквальном смысле оживил c 3D эффектом. Режиссёр Павел Сафонов не искал новых смыслов, не предпринял ничего экстраординарного, лишь взял Чацкого, Софью, Молчалина, Фамусова, Скалозуба, переодел да и поселил их в 21 веке, развернув лицом к нам. Всё остальное нетленное грибоедовское.

Характеры очень хорошо актёрски прописаны, точно вылеплены, правильно угаданы. Все себе что-то выгадывают, кто крошку с барского стола, кто милостивый взгляд власть имущего, кто выгодный брак. Наслаждение доставляет безбрежная афористичность текста, когда смакуется каждая фраза, снайперская меткость каждой строки. Красиво играли, шокирующим было узнавание современных реалий бытия.

Удачно найденный Чацкий – Дмитрий Сердюк, несомненная удача спектакля, ведь в его образе нельзя было ошибиться и на миллиметр! В комедии Грибоедова фигура Чацкого достаточно двусмысленна. Умник или гордец, эгоист или ранимая тонко чувствующая душа? У Грибоедова всё, что говорит Чацкий, кажется не к месту, воспринимается как высокомерный вызов. Сафонов же, дал возможность увидеть, что Чацкий – эстет, умница, зубоскал, уже не романтик, но ещё и не циник, человек, созданный для высоких целей, высокого полёта, которому свобода необходима как кислород. Ум Чацкого не ищет мишени, дразня словесно, он лишь предпринимает попытку быть понятым, быть услышанным, желает достучаться, пробить стену, ищет достойного собеседника, чтобы поговорить на равных.

Обладая философским складом ума, он постоянно анализирует, рассуждает. Для Чацкого невыносима бездуховность, которая большинством понимается как практичная приспособленность к жизни. Мало того, в спектакле ещё неожиданно выясняется и то, что за сатирой стихотворных строк была наглухо запрятана пронзительная линия любви Чацкого к Софье. Чацкий совсем не сухарь – пылает любовью к Софье, живет воспоминаниями, надеждами на встречу.

На Софью (Полина Чернышова) наведено увеличительное стекло. Как странно, что Софья не видит, не ценит, рядом с собой такого человека как Чацкий. Что заставляет Софью избрать предметом своей сердечной привязанности Молчалина с его лакейской душой? В её чувстве к Молчалину кроется не жизненная неопытность, напротив, она бессознательно зеркалит поведение властного предприимчивого отца, и как яблочко от яблони, она следует не зову сердца, но интуитивному, неосознанному разумом расчёту в поиске партнёра удобного для светской жизни.

Молчалин Евгения Пронина – тихий омут с чертями! Мнимой безобидностью он вводит всех в заблуждение, на самом деле персонаж зубастый, опасный. Интересное решение внешнего облика – каблуки, юбка, обтягивающее трико – одежда подчеркивает отсутствие мужского начала. И тем любопытнее разгадывать увлечение Молчалина Лизой (Полина Некрасова), чем же она подогрела его рыбью кровь?

Михаил Горевой великолепно сыграл Фамусова, показав, как лицемерие скручивает его в бараний рог, как он суетится, чтобы приспособиться, встроить себя в узкий мир сильных мира сего, закрепиться в нём. Перед ним была очень сложная задача, ведь нужно полностью разорвать шаблон в восприятии весьма занафталиненного персонажа. Горевой проделал это легко и мастерски. Такой Фамусов, боюсь, и до 22 века доживёт.

В образе быковатого полковника Скалозуба предстал Александр Голубков. Скалозуб в спектакле всем Скалозубам Скалозуб! Сцена в бане, загул, припадок патриотического танца - на отлично, немеешь от соответствия реалиям бытия.

От старухи Хлестовой (Дмитрий Гурьянов) до сих пор нахожусь в шоке. Неожиданная какая старуха! Хороши все актёры, занятые в сцене бала, мрачная эстетика которого чем-то напоминает вакханальную вечеринку Тёмных из Дневного Дозора у Завулона. Удивительно то, что при всей нарочитой порочной утрированности фантасмагорического облика и поведения гостей, к горлу подкатывает тошнотворное чувство вовсе не книжного и не абстрактного дежа вю.

Что же получается в итоге? Чацкий - явление сугубо русское, герой того и нашего времени? Его трудно представить в системе координат другого государства, кроме как нашего. Скольким ещё поколениям нашего общества предстоит оценить жизненность его и других героев воистину бессмертной комедии Грибоедова? В сегодняшнем восприятии текста и спектакля гораздо больше слёз, чем смеха… Так когда же от ума будет не горе, а радость?..

«Да, вот мы такие. А вы?» - обращается Фамусов к залу.

«А что мы? Мы как вы»

Наталья Анисимова

[ свернуть ]