Отзывы


Горин. Голомазов. «Тиль» - Премьера Спектакля «ТИЛЬ» Режиссера Сергея ГОЛОМАЗОВА В Московском Театре На Малой Бронной

11 октября 2018
«До Григория Горина знаменитый роман Шарля де Костера не раз перелагали для сцены,но Горин сделал это лучше всех его предшественников. Горин действительносчастливым образом выдумал дерзкую и остроумную пьесу».– Марк ЗахаровНа премьеру долгожданного «Тиля» по грандиоз... [ развернуть ]

«До Григория Горина знаменитый роман Шарля де Костера не раз перелагали для сцены,
но Горин сделал это лучше всех его предшественников. Горин действительно
счастливым образом выдумал дерзкую и остроумную пьесу».

– Марк Захаров

На премьеру долгожданного «Тиля» по грандиозной пьесе классика советской и российской драматургии Григория ГОРИНА в Московском театре на Малой Бронной в постановке заслуженного деятеля искусств РФ Сергея ГОЛОМАЗОВА я шёл с некоторым трепетом. Который объяснялся тем, что в мое сердце до сих пор «стучит» легендарный спектакль Марка ЗАХАРОВА в Ленкоме (тогда еще Театре им. Ленинского комсомола) 40-летней давности с всенародными любимцами Николаем КАРАЧЕНЦОВЫМ и Инной ЧУРИКОВОЙ в главных ролях. Поэтому волей-неволей пришлось сравнивать. Хотя, конечно же, было понятно, что время нынче другое - более брутальное и прямолинейное, чем 70-е и 80-е годы прошлого века. И сегодня в отличие от тех лет можно говорить со сцены без обиняков практически всё. Новые песни (читай - смыслы) придумала жизнь...

Хотя песни-то как раз в спектакле прежние - любимые, будоражащие твое сердце и «генную память». Легендарные «зонги» Геннадия ГЛАДКОВА на стихи Юлия КИМА, Юрия ЭНТИНА и Евгения ЕВТУШЕНКО в этой «комедии-рок» (так значится в подзаголовке) звучали в нынешнем спектакле в основном ярко, энергично и свежо (музыкальный руководитель Елена ШЕВЛЯГИНА). Хотя надо признать, что иногда в общем мощном хоре пропадала та пронзительность и исповедальность, которые были свойственны исполнению ленкомовцев. И музыкальные акценты в нынешнем спектакле (рок-ансамбль «Темп-77») расставлены более жестко и резко, порой - как «железом по стеклу».

В целом спектакль, несмотря на необычную по нынешнем временам продолжительность (три с половиной часа), смотрится легко и с увлечением. Этому способствуют точно выстроенные Сергеем Голомазовым темпоритмы, яркая пластическая партитура (хореограф Таисия РУЧКОВСКАЯ, которая к тому же еще и замечательная актриса), костюмы Марии ДАНИЛОВОЙ и музыкально-песенный ряд (хотя над артикуляцией и произнесением текстов песен актерам предстоит еще поработать). Художником-постановщиком, заслуженным художником РФ Николаем СИМОНОВЫМ придумано весьма своеобразное пространство, доминантой которого становится расположенная на «втором этаже» сцены ниша для рок-ансамбля, чем-то напоминающая металлический гараж. Несколько странно выглядит при этом декорация «первого этажа», состоящая из видавших виды скрепленных друг с другом деревянных кресел, вызывающих аллюзии то ли с клубом, то ли с красным уголком ЖЭКа. Такая жесткая и упрощенная сценография - тоже веление нашего времени, она как будто намеренно противопоставлена условно-романтическому пространству замечательных художников Ольги ТВАРДОВСКОЙ и ВЛАДИМИРА МАКУШЕНКО в спектакле Марка Захарова.

Впрочем, оба спектакля значительно отличаются друг от друга и по сути. Вспомнилась фраза Гегеля: «История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса». На сцене Ленкома зрители видели трагедию времени, людей и их судеб. И страны, которую со сцены называли Фландрией, но всем было понятно, какая именно держава имеется в виду. Герой Николая Караченцова был «врун, болтун и хохотун», но, при этом, вбирая в себя народную мудрость и гнев, постепенно становился (простите за высокий слог) символом своей эпохи и глашатаем свободы. И каждый его монолог, каждый зонг звучали как в последний раз - на разрыв аорты! Неле непостижимой Инны Чуриковой была странная, нежная, не по летам мудрая, обращенная своими очами внутрь души - своей и любимого человека.Нынешний Тиль в версии Голомазова - это отвязный, заурядный и даже примитивный провинциальный паренёк с рабочей окраины любой страны. Про таких принято говорить: без царя в голове. Судьба бросает его, как щепку в реке, - от одного берега к другому. Но он, несмотря ни на что, выбирается из любых передряг живым и невредимым. Этот Тиль, как и большинство его сверстников, не задумывается ни о политике, ни о хлебе насущном, ни о завтрашнем дне. И вся его жизнь превращается в «прикольную», но рискованную игру в «казаки-разбойники». И только гибель отца заставляет его призадуматься и немного унять ёрничество. Таков и его друг Ламме. Наигранно неповоротливый тугодум с внешностью абрека, но со слабым характером подкаблучника, да еще с аляповато приделанным брюхом, он старается во всем подыграть закадычному дружку - такому же, как он, шалопаю.Мир простых людей (Тиля, его родителей, Неле, Каталины, Ламме) в этом спектакле противопоставлен фарсовым, почти марионеточным персонажам - королю, принцу, профосу, палачу, бандерше в публичном доме с её кукольными девочками, etc. Персонажи второго «лагеря» вызывают не просто отторжение, но порой даже брезгливость. А между этими двумя «огнями» умудряется успешно существовать и преуспевать Иуда в облике рыбника Иоста. Так задумано автором спектакля. И задумка эта замечательная, поскольку отражает реалии нашей жизни. В которой испокон века существовали и процветали надутые чинуши, сладострастные начальники, идиоты-солдафоны, блюдолизы, слепые исполнители воли разнообразных «бугров», меняющие свою «окраску» в зависимости от сложившейся конъюнктуры. А простым людям всегда оставалось страдать, сетуя на несправедливость судьбы, но не находя сил ей противостоять. Иуды - тоже примета нашего времени. Равно как и возмутители спокойствия, которые иногда, правда, превращаются в примитивных крикунов, не отягощающих свои мозги размышлениями о судьбах людей.

Актеры воплощают режиссерский замысел в общем вполне успешно. Но степень успеха, как это бывает всегда, находится в прямой зависимости от значимости личностей самих артистов. Это тривиально, но это факт: чем больше своих сокровенных мыслей, эмоций, жизненного опыта, «сердечных сокращений» артист вкладывает в своего персонажа, тем тот становится интереснее и значительнее. А если актер выходит на сцену погарцевать, «хлопотнуть физиономией», насладиться дешёвым успехом у публики, то и он сам, и его герой оказываются мелкими и мало интересными. Вне зависимости от того, играет он героя или какого-нибудь шаржированного острохарактерного персонажа. В спектакле Театра на Малой Бронной хватает и тех, и других: одни мелькают, как бездушные и крикливые марионетки, другие волнуют до глубины души.Леонид ТЕЛЕЖИНСКИЙ в роли Тиля то ли в силу режиссерской трактовки, о которой было сказано выше, то ли вследствие недостаточности профессионального опыта пока еще несколько одномерен и поверхностен. Хотя обладает неплохой актерской техникой, прекрасными внешними данными, физической формой, хорошим вокалом. Артист вполне сносно играет внешние проявления характера своего героя, но глубины в нем пока, увы, нет. Поэтому сочувствия он не вызывает. Равно как и его закадычный друг - суетный и деланно наивный Ламме (Юрий ТХАГАЛЕГОВ).

Не буду обижать некоторых других молодых актеров, надеюсь, что режиссер лучше меня видит все проблемы своего спектакля. Поэтому упомяну тех, кто произвел очень сильное впечатление. Мощно, интересно, мудро сыграл своего угольщика Клааса Владимир ЯВОРСКИЙ. Он абсолютно достоверно и с огромным человеческим и актерским достоинством прожил на сцене судьбу своего прекрасного героя: отнюдь не героического, но сильного, благородного, честного, красивого деревенского мужика, который не только ни за какие блага не предаст ближнего, но и не станет пачкаться местью предателю. Для Клааса главное в жизни - это его семейный очаг, дети. И добрый сосед, с которым можно опрокинуть стаканчик-другой винца. И даже на свою неминуемую смерть Клаас идет как на заклание: с высоко поднятой головой, с ощущением того, что он сделал всё предназначенное ему Господом. Очень хорошо играет его жену Сооткин Марина ОРЁЛ, в глазах которой ты читаешь безмерное сострадание своим близким и понимание своей слабости перед страшными ударами Судьбы.В очередной раз порадовала замечательная актриса Полина НЕКРАСОВА, вложившая в свою Неле - возлюбленную Тиля - весь трепет своей тонкой и нежной души. Вкрадчивая, тихая, по-женски мудрая и по уши влюбленная Неле с необыкновенными, пронзительными глазами вызвала у меня не просто сочувствие, а какую-то отцовскую теплоту души. И думаю, что не только у меня. Интересно, что актриса, увы, чуточку переиграв в одной из ипостасей своей героини (блондинке Беткен), в роли брутальной солдатки (брюнетке Анне) сумела сохранить свет, нежность и благородство Неле. Рад, что одна из моих любимых актрис от роли к роли становится значительнее и интереснее.Своеобразно и остроумно сыграл палача Андрей ТЕРЕХОВ. Как ни парадоксально, но его неунывающий, активный и целеустремленный служака не вызывает активного отторжения. Ты его порой даже готов понять: профессия есть профессия, какой бы жуткой она ни была.

Известно, что так называемых отрицательных героев играть всегда легче, чем положительных, ибо в них в большинстве случаев есть харизма, иначе говоря - изюм и перец. Не знаю, легко ли было Михаилу ГОРЕВОМУ осваивать роль Рыбника Иоста, но этот персонаж поразил мощной энергетикой, убежденностью в правоте своего «предательского предназначения» («Кем был бы Христос, если бы не было Иуды?!»), но главное - невероятным отрицательным обаянием! Уж не знаю, из каких тайников души черпал блистательный артист этого персонажа, но в данном случае нет желания поверять алгеброй гармонию, хочется просто высказать восхищение его мастерством и тончайшей психологической и пластической простройкой роли! Театр на Малой Бронной уже в третий раз (после Дэнфорта в «Салемских ведьмах» и Фамусова в «Горе от ума») привлекает к работе Михаила. На мой взгляд, все три роли - это, безусловно, большой успех театра и артиста.Такие же восторженные слова можно сказать и об уникальной актрисе, заслуженной артистке России Вере БАБИЧЕВОЙ, которая в сравнительно небольшой и практически статичной роли Каталины - матери Неле - сумела передать её невероятное отчаяние, но, при этом, стойкость, душевную щедрость и любовь - пусть и являющуюся плодом её воспаленного сознания - женщин всех времен и народов. Я даже подумал, что актриса, на протяжении всего спектакля сидящая в своем углу возле портала, могла бы не произносить ни единого слова. Зритель бы и без них все понял, глядя в её почти иконописные, бездонные, страстные, пронизанные болью от осознания своего бессилия, но, при этом, проникнутые глубинной материнской нежностью глаза. Как бы банально это ни прозвучало, но потрясающая работа прекрасной актрисы стала еще одним подтверждением известной истины, что не бывает маленьких ролей. А для молодых артистов это - самый лучший учебник актерского мастерства, пример того, как в одну, не очень большую по объему роль можно вложить не просто свои актерские наработки и краски - даже самые замечательные, но целую судьбу с её взлетами, неудачами, озарениями, счастьем и неизбывными горестями.


Павел Подкладов

[ свернуть ]


Спектакль "ТИЛЬ" - Театр на Малой Бронной - "Театральный мир" - октябрь 2018

8 октября 2018
Блистательная пьеса «Тиль» Григория Горина с незабываемыми стихами Юлия Кима, Юрия Энтина и Евгения Евтушенко, положенными на замечательную музыку Геннадия Гладкова – все это театральное пиршество, наконец-то, вновь ожило на московских подмостках. Уже только за это ... [ развернуть ]

Блистательная пьеса «Тиль» Григория Горина с незабываемыми стихами Юлия Кима, Юрия Энтина и Евгения Евтушенко, положенными на замечательную музыку Геннадия Гладкова – все это театральное пиршество, наконец-то, вновь ожило на московских подмостках. Уже только за это можно быть признательными главному режиссеру Театра на Малой Бронной Сергею Голомазову. За прошедшие со дня премьеры спектакля в «Ленкоме» несколько десятков лет выросли поколения, не видевшие и даже не слышавшие про знаменитый спектакль.

А тем временем, острое перо сатирика Горина, отточенное в советских реалиях, пронзает не только темное прошлое средневековой Фландрии, но и смутное настоящее современной России. «Указы, возбраняющие читать и распространять» нежелательную литературу, вызывают понимающий смех зала; народное голосование за быструю казнь против медленной невиновного человека довольные сограждане считают победой, вместо того, чтобы бороться за отмену осуждения.Любая власть желает иметь послушное молчаливое большинство, но «время такое временно, героем страна беременна», и однажды вдруг появляется бунтарь, который будоражит низы и лишает спокойствия верхи. Кто ж еще, кроме героя, может называть вещи своими именами и вступаться за справедливость?

Тиль (Леонид Тележинский) – забияка и острослов, жизнелюбец и бабник – бодрое исключение из скучных правил, хотя главный герой спектакля на Бронной не слишком силен обаянием. Да, физическая форма, ужимки и прыжки достойны аплодисментов, но песни – не его стихия, к тому же половину слов в них не разобрать из-за плохого качества звука, а весь смысл пения – в остроумных стихах.В любовной сфере Тиль тоже не больно-то преуспел: априори он любит Неле (Дарья Бондаренко), но бедной девушке, полюбившей раз и навсегда, приходится заранее прощать все его непутевости, а в итоге быть сильнее героического суженого. В этой самой Фландрии женщины оказываются сильнее и мудрее мужчин. Сооткин (Марина Орел) не только рожает стране национального героя, но и воспитывает его свободным человеком, терпит его выходки и без слез отпускает в дальний путь: надо, значит, надо. С таких женщин скульпторы, обычно, лепят «Родину-мать».Когда палач (Александр Голубков) уводит ее мужа – честного угольщика Клааса (Владимир Ершов) на казнь, верная жена лишь каменеет, точно статуя. Один из самых сложных образов – Каталина, мать Неле (Вера Бабичева). Пройдя страшные пытки инквизиции из-за клеветнических наветов Рыбника (Михаил Горевой), Каталина превращается почти в святую.Она – действительно иная, ее лицо светится неземной любовью, а взгляд устремлен далеко-далеко. Актриса почти не двигается, но все действие, во время которого она сидит сбоку от сцены, держит внимание публики.

Спектакль Голомазова адресован современному зрителю, а главным героем нашего времени почему-то все чаще становится подлец.

Сам Рыбник Иост (Михаил Горевой) вовсе не считает себя негодяем: это все проклятое время виновато в том, что ему приходится закладывать друзей-соседей. Этакий мальчиш-плохиш, претендующий на награду в виде трети их имущества. Низости его нет предела, она настолько безгранична, что заменяет Рыбнику весь мир, включая религию.

В спектакле есть и забавные герои. Верный дружище Тиля Ламме (Юрий Тхагалегов) своим добродушным видом и смешной натурой оживляет их бродячий дуэт.А самая комичная пара вечера – король Филипп (Дмитрий Гурьянов) и королева Мария (Алена Ибрагимова). Сцена, в которой они появляются вместе с Инквизитором (Андрей Рогожин) – одна из самых ярких и запоминающихся, комедия в чистом виде. Отпущение грехов, оно же - выдача индульгенций в виде обрывков туалетной бумаги - отличная режиссерская находка.Второе действие, кажется, куда длиннее первого, хотя физически это не так. Подробности схематических военных действий, притон с разнообразными девицами, странные солдаты, шпионы и предатели.Куда-то девается остроумие Тиля, он превращается в тривиального вояку. Приближение финала публика ждет с нетерпением, утомленная качеством многочисленных микрофонов и условностями трагифарса. И вот, очередное предательство Рыбника - подлые выстрелы следуют один за другим, но Тиль жив, и будет жить, пока в нем нуждаются люди, пока на Земле не наступит, наконец, мир и не придет покой.


Лариса КАНЕВСКАЯ

[ свернуть ]


Привет, Сирано, мы с тобой! Сирано де Бержерак в Театре на Малой Бронной

8 октября 2018
«Кто такой Сирано де Бержерак? Сумасшедший, храбрец, дуэлянт, поэт… Он сделал открытие, что ради настоящей любви можно отречься от собственного счастья и быть всё равно счастливее всех на свете, и умереть, умереть от любви и, играя все всевозможные роли, всегда остав... [ развернуть ]

«Кто такой Сирано де Бержерак? Сумасшедший, храбрец, дуэлянт, поэт… Он сделал открытие, что ради настоящей любви можно отречься от собственного счастья и быть всё равно счастливее всех на свете, и умереть, умереть от любви и, играя все всевозможные роли, всегда оставаться самим собой, так, чтобы даже тень его страшно-великого носа заставляла всех застыть в восхищении от его ярости и таланта, одиночества и юмора, искренности и тайны…»
Павел САФОНОВ, режиссёр.

По радио и телевидению активно вещали об очередных сюрпризах погоды, не советовали выходить на улицу… А люди шли, невзирая на эти предупреждения, уже на подходах к Театру на Малой Бронной страждали в поисках лишних билетиков, толпились у входа. Как в премьеру, на которую все стремятся попасть. А спектакль был премьерным по сути, но не по календарю. О таких говорят «спектакль-долгожитель».

Конечно долгожитель, ему почти четыре года, и постоянные аншлаги. Люди в зале даже вдоль стен стоят. По окончании спектакля, долго молчат, а потом устраивают бурную овацию, полную цветов и криков «Браво!» …
Я рада, что в этот вечер была на спектакле «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана… Нестареющий автор, нестареющий герой, нестареющий энтузиазм и творческий азарт очень хороших актёров и блестящего режиссёра. От представления веяло молодостью, свежестью и таким взволнованным романтизмом, что трудно передать словами. Всё молодое. И драматург, который прожил только пятьдесят лет. И герой, пронесший своё молодое чувство из XVII века – а было ему всего тридцать шесть… Очень мало! И кроме молодости всё, что происходило на сцене, объединили талант и любовь!
Зрительское внимание захватило уже само начало действия, когда на сцену буквально вылетали пёстро одетые люди, играющие «театр в театре». Театр Сирано, чьё дыхание и порыв ощущались даже тогда, когда сам он ещё и не появился на сцене. А потом вышел он — внешне неказистый, небольшого роста, с огромным носом, который «звучал» у него на лице, как маскарадная маска на шнурочках. Но мы уже ни о каких «шнурочках» и не думали. Нос Сирано — не метафора, хотя мог бы быть — являлся своеобразной «нитью Ариадны», поскольку руководил каждым движением, каждым словом, несшимся к нам со сцены. Он (Григорий Антипенко) ещё не произнёс ни единого слова, но уже забрал зрителей в добровольный плен своим поразительным обаянием, чистотой, искренностью и таким сугубо романтическим полётом-дыханием, что доверие к нему возникло мгновенно и безгранично. Главная тема — тема любви — возникла с появлением на сцене удивительной красавицы Роксаны (Ольга Ломоносова). И вовсе не случайным оказывался рядом с героями яркий и тоже бесконечно искренний и естественный граф де Гиш (Иван Шабалтас), тоже отчаянно влюбленный в Роксану. Потом появлялся и тот, ради кого Сирано отказывался от личного счастья — красавец Кристиан, порядочный, честный, влюбленный, но, увы, недалёкий (Дмитрий Варшавский). Он не добился бы любви Роксаны, кабы не талант Сирано, отчаянно и неоплатно отданный сопернику, потому что этого соперника любит его кузина Роксана. Накал страстей доходит до предела, включая даже и потасовки, и мгновенно возникающие дуэли…
В общем, всё непросто. Но от Сирано ни на минуту не отводишь глаз… Во втором акте, уже не таком близком к трагикомедии, как первый, а скорее горьком и трагическом, от слёз удержаться буквально невозможно… Не хочу пересказывать героико-трагическую фабулу пьесы. Спектакль надо обязательно смотреть! Великолепный коллектив во главе с талантливым постановщиком живёт на сцене естественно, как дышит. Потрясающий монолог Сирано о своём носе. Грустные слова ушедшей после гибели Кристиана в монастырь Роксаны, которую по-прежнему, уже пятнадцать лет, не оставляет крамольный поэт, дуэлянт и храбрец де Бержерак, за что Роксана и именует его «газетой Сирано». А какой силы момент, когда Роксана узнаёт правду о том, что Кристиан завоевал её талантом Сирано! Наконец, финал — смерть Сирано, нервное напряжение столь велико, что многие в зале уже не могут удержаться от слёз. Да и не стремятся.
Массовые сцены, персонажи, мелькающие один за другим, общения, взаимоотношения, трогательный истинный друг Сирано — Ле Бре (Александр Голубков), смешливые околотеатральные и просто городские девчонки, монахини (отмечу Екатерину Дубакину и Мариэтту Цигаль-Полищук) – всё завихрено, удивительно по пластике и танцам. Правда, порой немножко хромает речь (хотелось бы, чтобы текст был понятней). Кстати, что касается речи, не могу не сказать о том, что Шабалтас в образе де Гиша по тонкости и проникновенности, на мой взгляд, не уступает главным героям — Ломоносовой и Антипенко, а речь у него — не скрою — самая ясная, лучшая!
Мрачноватый фон действия: сценический театр Сирано, ночной сад, военные бивуаки, своеобразная скала, на которую вскарабкивается смертельно раненый де Бержерак — всё это решено в метафорах и деталях художником-сценографом Мариусом Яцовскисом, художником по костюмам Евгенией Панфиловой, интересной музыкой Фаустаса Латенаса, хореографом Алишером Хасановым и чутким художником по свету Андреем Ребровым… Своеобразна и музыкальная находка, когда в самых лиричных моментах возникает очень изящный и одновременно дерзкий парафраз на музыку знаменитого менуэта Боккерини. Вообще, музыкальный ряд точен и крайне эмоционален.
…Сколько раз я видела на разных сценах историю Сирано де Бержерака? Много! Впервые, еще школьницей, у вахтанговцев — Рубен Симонов, Надир Малишевский, Юрий Любимов, Цецилия Мансурова. Незабываемые впечатления! Потом дублировать Симонова стал яркий Михаил Астангов. Первое впечатление — самое сильное… Потом одной из самых, пожалуй, удивительных встреч с героями Ростана стал спектакль МХТ имени Чехова, где Сирано играл изумительный, рано ушедший Гвоздицкий… И вот теперь Григорий Антипенко — до чего хорош! Так и хочется сказать ему: «Привет, Сирано, мы с тобой!». Всегда с тобой… Спасибо Театру на Малой Бронной!


Наталья ЛАГИНА

[ свернуть ]


«Тиль» в Театре на Малой Бронной.

2 октября 2018
Фрагмент выпуска от 27.09.2018https://www.1tv.ru/shows/dobroe-utro/pro-kulturu/o...

Фрагмент выпуска от 27.09.2018

https://www.1tv.ru/shows/dobroe-utro/pro-kulturu/o...

Первый канал - "Доброе утро".

[ свернуть ]


"Тиль" - сложно, долго, эпично

26 сентября 2018
В Театре на Малой Бронной премьера – комедия-рок «Тиль» в постановке Сергея Голомазова«Тиль» получился сложный. Это длинная и очень… ответственная история. Тиль Уленшпигель — мифический дух Фландрии, прекрасно прижился в современных реалиях.Мне тяжело говорить об это... [ развернуть ]

В Театре на Малой Бронной премьера – комедия-рок «Тиль» в постановке Сергея Голомазова

«Тиль» получился сложный. Это длинная и очень… ответственная история. Тиль Уленшпигель — мифический дух Фландрии, прекрасно прижился в современных реалиях.

Мне тяжело говорить об этой постановке по нескольким причинам. Во-первых я очень люблю Голомазова как режиссера. Во-вторых: это, как всегда, очень многомерный спектакль, который можно трактовать по-разному. Давайте попробуем посмотреть на него хотя бы с одной стороны. С моей.

Тиль Уленшпигель — веселый балагур, герой своего времени, отражение характера нации, характера всех фламандцев. В спектакле он существует без времени и без четкого пространства: герои одеты современно, упоминание года рождения очень условно. Они призываются в американскую армию и читают что-то вроде рэпа.


Удивительно, но в этом месиве обретаются главные смыслы спектакля. Боль от предательства, перерождение героя, война, жертвенность, патриотизм, бессилие, любовь — в этой тяжелой трагикомедии есть все.

Все про нашу, современную жизнь. Через нарочно искаженную призму. В режиссерском языке Голомазова всегда присутствует что-то потусторонне-пробирающее. И оно снова явилось публике.

Получается, что этот спектакль — метафизическое отражение современности. Об этом и постановка. Абстрагируйтесь от карнавальности и эксцентричности (ее здесь много).


Что делать, если вы решили пойти на «Тиля»?

  1. Рекомендую освежить в памяти или узнать историю Тиля Уленшпигеля. Бессмертного и доброго духа. Это поможет уловить те нюансы повествования, которые опущены в спектакле и раскрыть некоторых героев.
  2. Приготовьтесь к длинному спектаклю, он идет около 3 часов (на премьере шел больше, но будет сокращен).
  3. Садитесь ближе, чтобы звук был получше.

Получилось ярко, громко, карнавально. Наверное, этот спектакль не для всех, я буду рекомендовать его очень выборочно. Если вы можете функционировать в метафорическом театральном пространстве и считывать смыслы — то он для вас. Идите и размышляйте. В груди сдавит, в носу защиплет — гарантировано.


Есть в этом спектакле какая-то эпичность, желание обдумать его и потребность найти в себе параллели. Тем и ценен.

Нина Бенуа

[ свернуть ]


Тиль - Герой На Все Времена

26 сентября 2018
Первой премьерой нового сезона в Московском театре на Малой Бронной стала комедия-рок «Тиль». Спектакль поставлен по пьесе Григория Горина.Темные времена инквизиции. Свободолюбивые и жизнерадостные фламандцы под властью испанского короля. В семье угольщика Клааса род... [ развернуть ]

Первой премьерой нового сезона в Московском театре на Малой Бронной стала комедия-рок «Тиль». Спектакль поставлен по пьесе Григория Горина.

Темные времена инквизиции. Свободолюбивые и жизнерадостные фламандцы под властью испанского короля. В семье угольщика Клааса родился сын Тиль по прозвищу Уленшпигель. И суждено ему было стать героем фламандских легенд и «странствовать по белу свету, славя все доброе и прекрасное и над глупостью хохоча до упаду».

В постановке «Тиль» режиссёра Сергея Голомазова сочетаются современность и историческая эпоха - Средневековье. Соединение эпох идет и на сюжетном, и на визуальном уровнях. Фландрия воюет с Испанией, поэтому в основе лежит микс современного стиля «милитари» и эпохи средних веков. Костюмы героев прекрасны – они достаточно современны, но при этом абсолютно органично вписываются в атмосферу Фландрии 16-го века. Ведь и в реальной жизни постоянно происходит смешение стилей и жанров. Как одеты сейчас молодые люди на улицах? Толстовки с капюшонами, ветровки и кепки – ведь это, по сути, детали средневековой европейской одежды.

В спектакле много музыкальных номеров, сопровождающих ситуацию на сцене. В нем звучит яркая, драйвовая музыка композитора Геннадия Гладкова в новой современной аранжировке в исполнении рок-ансамбля «Темп-77» под руководством Кирилла Безродных. Авторы текстов песен – Юлий Ким, Юрий Энтин и Евгений Евтушенко.

Актерская игра на высоте, все персонажи очень разные, но в каждом можно найти что-то близкое себе, узнать в них людей, с которыми сталкиваешься каждый день: циничных, как Король Филипп (Дмитрий Гурьянов), добрых и открытых, как Ламме (Юрий Тхагалегов), подлых и низких, как Рыбник Иост (Михаил Горевой), живых и преданных своей любви, как Неле (Полина Некрасова). Роль главного героя Тиля исполнил актер Леонид Тележинский. Его герой - веселый, остроумный и живой парень из провинции, сражающийся против лжи, насилия и несправедливости.

Режиссер Сергей Голомазов: «Тиль – удивительное сочетание жизнелюбия, шутовства, карнавальности с обостренным чувством справедливости. Я не стремлюсь обнажать язвы общества, мне крайне интересно понять, как рождается живой герой».

Минимум декораций как раз то, что надо, для подобного сюжета. Они универсальны - соединяются, скрепляются, опрокидываются, превращаясь то в улицу средневекового города, то интерьер дома, то пыточную камеру. Очень впечатляет, когда герои двигаются не только по горизонтали, на разных уровнях высоты, но и по вертикали.

Спектакль заставляет не только смеяться и сопереживать, но и задуматься о вечном: о любви, о выборе, о смерти, о свободе, о совести...

Фландрия пытается освободиться от власти испанцев. Но для нас не так важно, о какой именно стране идет речь – важна сама тема борьбы угнетенной нации за независимость. Такая борьба – это всегда конкретные люди, и стремление к свободе сначала должно зародиться в душе отдельного человека, личности – только тогда на борьбу может подняться весь народ. И такие люди, которые не приемлют никакого угнетения – ни политического, ни нравственного, рождается в любую эпоху.

В спектакле участвуют: Владимир Яворский, Владимир Ершов, Марина Орел, Никита Кологривый, Леонид Тележинский, Вера Бабичева, Дарья Бондаренко, Полина Некрасова, Михаил Горевой, Дмитрий Варшавский, Юрий Тхагалегов, Андрей Рогожин, Александр Терешко, Дмитрий Гурьянов и другие актеры

Ближайшие показы «Тиля» пройдут на Основной сцене Театра на Малой Бронной 28 сентября, 5, 26 октября, 9 и 25 ноября.


Фото: Евгений Чесноков

Наталья Коновалова

[ свернуть ]


Но Время Такое Временно, Героем Страна Беременна

26 сентября 2018
Первой премьерой нового сезона в Московском театре на Малой Бронной стала комедия-рок «Тиль». Спектакль поставлен по пьесе Григория Горина.Темные времена инквизиции. Свободолюбивые и жизнерадостные фламандцы под властью испанского короля. В семье угольщика Клааса род... [ развернуть ]

Первой премьерой нового сезона в Московском театре на Малой Бронной стала комедия-рок «Тиль». Спектакль поставлен по пьесе Григория Горина.

Темные времена инквизиции. Свободолюбивые и жизнерадостные фламандцы под властью испанского короля. В семье угольщика Клааса родился сын Тиль по прозвищу Уленшпигель. И суждено ему было стать героем фламандских легенд и «странствовать по белу свету, славя все доброе и прекрасное и над глупостью хохоча до упаду».

В постановке «Тиль» художественного руководителя театра Сергея Голомазова сочетаются современность и историческая эпоха - Средневековье. Соединение эпох идет и на сюжетном, и на визуальном уровнях. Фландрия воюет с Испанией, поэтому в основе лежит микс современного стиля «милитари» и эпохи средних веков. Костюмы героев прекрасны – они достаточно современны, но при этом абсолютно органично вписываются в атмосферу Фландрии 16-го века. Ведь и в реальной жизни постоянно происходит смешение стилей и жанров. Как одеты сейчас молодые люди на улицах? Толстовки с капюшонами, ветровки и кепки – ведь это, по сути, детали средневековой европейской одежды. В спектакле много музыкальных номеров, комментирующих ситуацию на сцене. В нем звучит яркая, драйвовая музыка композитора Геннадия Гладкова в новой современной аранжировке в исполнении рок-ансамбля "Темп-77" под руководством Кирилла Безродных. Авторы текстов песен – Юлий Ким, Юрий Энтин и Евгений Евтушенко.Актерская игра на высоте, все персонажи очень разные, но в каждом можно найти что-то близкое себе, узнать в них людей, с которыми сталкиваешься каждый день: циничных, как Король Филипп (Дмитрий Гурьянов), добрых и открытых, как Ламме (Юрий Тхагалегов), подлых и низких, как Рыбник Иост (Михаил Горевой), живых и преданных своей любви, как Неле (Полина Некрасова). Роль главного героя Тиля исполнил актер Леонид Тележинский. Его герой - веселый, остроумный и живой парень из провинции, сражающийся против лжи, насилия и несправедливости.Режиссер Сергей Голомазов: «Тиль – удивительное сочетание жизнелюбия, шутовства, карнавальности с обостренным чувством справедливости. Я не стремлюсь обнажать язвы общества, мне крайне интересно понять, как рождается живой герой».

Минимум декораций как раз то, что надо, для подобного сюжета. Они универсальны - соединяются, скрепляются, опрокидываются, превращаясь в улицу средневекового города, или изображая интерьер дома. Очень впечатляет, когда герои двигаются не только по горизонтали, на разных уровнях высоты, но и по вертикали.Спектакль заставляет не только смеяться и сопереживать, но и задуматься о вечном: о любви, о выборе, о смерти, о свободе, о совести...Фландрия пытается освободиться от власти испанцев. Но не так важно, о какой именно стране идет речь – важна сама тема борьбы угнетенного народа за независимость. Такая борьба – это всегда конкретные люди, и стремление к свободе сначала должно зародиться в душе отдельного человека, личности – только тогда на борьбу может подняться весь народ. И такие люди, которые не приемлют никакого угнетения – ни политического, ни нравственного, рождаются в любую эпоху.

Коновалова Наталья

[ свернуть ]


Тиль. Театр на Малой Бронной. 21.09.2018. Фоторепортаж

25 сентября 2018
http://musecube.org/photo-all/photo-theatre/til-te...

И да здравствует Фландрия! Новый «Тиль»

25 сентября 2018
22 сентября в Театре на Малой Бронной прошел пресс-показ спектакля «Тиль» по пьесе Григория Горина в постановке Сергея Голомазова.В принципе, на этом статью можно было бы и закончить. И пойти варить кофе, представляя себе как все, прочитавшие эти строки, не теряя вре... [ развернуть ]

22 сентября в Театре на Малой Бронной прошел пресс-показ спектакля «Тиль» по пьесе Григория Горина в постановке Сергея Голомазова.

В принципе, на этом статью можно было бы и закончить. И пойти варить кофе, представляя себе как все, прочитавшие эти строки, не теряя времени даром, занялись поисками билетов. Потому что это «Тиль».Его изображали с зеркалом в одной руке и совой в другой. Говорят, что он ездил на осле и подставлял для поцелуев те уста, которыми не говорил по-фламандски. Говорят, что у него был прототип, но он явно не дотягивал до самого Уленшпигеля. Он мог бы жить в Германии, но Шарль де Костер одним росчерком пера отправил его во Фландрию и сделал вождем гёзов. В 20 веке Уленшпигель попал в руки Григория Горина, который превратил уже слегка закостеневший с течением веков лубочный образ в человека из плоти и крови. У «Тиля» началась новая жизнь.

Потом был Ленком, Захаров, Караченцов, оглушительный успех. А потом — тишина. Всего 13 раз прошел «Тиль» на сцене Ленкома в семидесятые годы двадцатого века. И все. Спектакль был запрещен цензурой. После Алов и Наумов сняли фильм. «Тиль» шел в некоторых театрах. Но это было все как-то не так, не то. И вот взрыв сверхновой — «Тиль» на сцене театра на Малой Бронной.«Люди должны быть в кого-то влюблены, влюблены по-настоящему. Поэтому для меня «Тиль» — даже не гимн герою, это тоска по герою. Тоска по тому, чего сейчас нет, по чему-то чистому, светлому, честному, романтичному,» — говорит о своем спектакле режиссер-постановщик Сергей Голомазов.

Новый Тиль живет в современном мире. Он одет как мы, разговаривает как мы, любит и ненавидит как мы. Его легко понять, с ним, наверное, было бы приятно пить пиво и рассказывать анекдоты. Но он пришел не для этого. Не для этого Леонид Тележинский, исполняющий в спектакле роль Уленшпигеля, играет «на разрыв», на грани, до хрипоты. Его Неле, Полина Некрасова, как и прежде, неземная, не от мира, не для этого выплакивает сердце. Вера Бабичева в роли Каталины — ведьма и ангел в одном лице, безумная и мудрая в своем безумии. Рыбник Иост, Михаил Горевой, гниющий под грузом своего предательства, образует талантливую сценическую пару со своим антагонистом угольщиком Клаасом, Владимиром Ершовым, трогательным, немного беспомощным и очень мужественным. Безусловно прекрасен Дмитрий Гурьянов в роли короля Филиппа — тонкий, изящный, обаятельный и невероятно смешной. Весь спектакль — это бунт, это взрыв, это попытка прорваться сквозь то, что вокруг. В нем много хореографии на грани акробатики и хорошо поставленных драк.

По словам режиссера, это история об идеальном гражданине и прекрасном бунтаре, о том, с кем бы хотелось быть в одной компании, дружить, сидеть за одним столом, вместе выпивать и шляться по улицам, мечта о том, за кем хотелось бы идти. Мечта во многом несбыточная, но очень важная в наше время.Для меня оказалась новостью музыка Геннадия Гладкова в рок-обработке, но ансамбль «Темп-77» отлично справился со своей задачей. Этот коллектив состоит из профессиональных музыкантов, играющих в других проектах, но смело можно сказать, что в «Тиле» они нашли друг друга.

Хочется надеяться, что новый «Тиль» будет жить долго. Этого заслуживает как сама пьеса, так и творческий коллектив театра на Малой Бронной, возродивший это легендарное произведение. Этого заслуживает замечательная поэзия Кима, Евтушенко и Энтина. И наконец, этого заслуживаем мы, зрители. Пусть каждый, кто захочет, сможет посмотреть этот спектакль и уйти из зала другим — новым

Алёна Лосева

[ свернуть ]


Комедия-рок и победа над Средневековьем: что нужно знать о спектакле «Тиль» в Театре на Малой Бронной

25 сентября 2018
О новой постановке рассказывают режиссер Сергей Голомазов и актеры Леонид Тележинский и Михаил Горевой.В Театре на Малой Бронной — премьера спектакля «Тиль», который поставил художественный руководитель Сергей Голомазов в жанре комедии-рок. Действие происходит под жи... [ развернуть ]

О новой постановке рассказывают режиссер Сергей Голомазов и актеры Леонид Тележинский и Михаил Горевой.

В Театре на Малой Бронной — премьера спектакля «Тиль», который поставил художественный руководитель Сергей Голомазов в жанре комедии-рок. Действие происходит под живой аккомпанемент музыкантов, которые не покидают сценическое пространство ни на минуту.

В основе постановки — написанная в 1970 году пьеса Григория Горина. Автор вдохновлялся романом Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле» и фламандским фольклором. Еще в постановке звучат стихи Евгения Евтушенко, Юлия Кима и Юрия Энтина.

Как Сергей Голомазов победил Средневековье

Тиль — самый известный в городе балагур и плут. Он не боится ни власти, ни священников — живет так, как подсказывает сердце (и совесть). Делает что хочет и говорит что хочет. «А королеву Марию я бы изобразил в профиль. Она настолько прекрасна, что фламандцам необязательно видеть ее всю», — с сарказмом сообщает он, например, королю Филиппу, который предлагает ему сотрудничество.

В самом начале спектакля герои говорят, что во Фландрии не хватает дров — слишком много их уходит на сожжение еретиков. Действительно, инакомыслящих здесь казнят, как и было заведено в Средневековье. Но герои появляются в современной одежде, в кепках и спортивном трико. В каком же времени происходит действие?

Сергей Голомазов, художественный руководитель Театра на Малой Бронной

«Когда мы стали размышлять, в какую историческую, культурную или географическую среду погружать сюжет, то мы решили, что, наверное, средневековая Фландрия не очень сильно отличается от нашего глубокого российского патриархального провинциального жития, — рассказал Сергей Голомазов. — Мы пытались рассказать историю о мальчишке, которого мы с вами знаем, который живет в каком-нибудь небольшом фабричном городе. В этом случае история — про меня, про тех людей, которых я знаю, про моих студентов, знакомых. В каком-то смысле про нас. Поэтому так мы расправились со Средневековьем».

Исполнитель главной роли Леонид Тележинский считает, что его герой во многом похож на него. «Он вообще недалек от меня. Мы такие обычные ребята из Челябинска, Сибири, с Урала», — говорит он.

Антагониста — рыбника Иоста, который доносит на отца Тиля и тем самым разрушает жизнь его семьи, — играет Михаил Горевой. «Мой персонаж тоже бьется за справедливость, как он ее понимает, — отмечает актер. — Мне нужно создать такого героя, чтобы вы на него отреагировали — возненавидели, полюбили, испугались. Только не равнодушие. Живой человек, которому будете сочувствовать, сострадать, сопереживать, — вот моя задача».

Музыка Гладкова и аранжировка «Темпа-77»

В спектакле звучит музыка Геннадия Гладкова. Современную аранжировку ей придали музыканты группы «Темп-77». К слову, коллектив собрался только на время работы в «Тиле». Вообще-то участники играют в разных группах: Inna Pivars & the Histriones, Octopus Maiden, The Thunderbeats и других.

«Руководитель группы Кирилл Безродных сотрудничает с автором музыки Геннадием Гладковым. Все аранжировки были согласованы с композитором», — подчеркнул режиссер.

В процессе работы и Сергей Голомазов, и музыканты обнаружили, что произведения Гладкова имеют несколько агрессивные рок-интонации и могут зазвучать совершенно по-новому.

Как запели артисты

Драматическим актерам нужно было петь. Работать в формате живой музыки очень сложно, считает Голомазов. Одинаково трудно работать и с хором, и с отдельными вокальными партиями. Но режиссер легких путей не ищет. Все ли артисты запели легко? Конечно нет.

«У кого-то поставленный голос, у кого-то он есть, но недостаточно раскрыт, кто-то не умеет петь вовсе, у кого-то нет техники. Поэтому, естественно, не сразу все запели. Это потребовало много времени, больших усилий, труда. Мы постоянно занимались вокалом, устраивали практические занятия», — вспоминает Сергей Голомазов.

Леонид Тележинский рассказал, что тренировался несколько месяцев, для него это было самым трудным в работе: «Я не вокалист. Со слухом у меня все в порядке, но слух и голос не дружат. И мы полгода пытались их совместить».

А вот Михаил Горевой признался, что на занятия вокалом не ходил. «Хуже голоса у меня только слух, — смеется он. — Я же играю злодея, а он и не должен хорошо петь».

«Тиль» — один из самых масштабных спектаклей не только в истории Театра на Малой Бронной, но и в карьере Сергея Голомазова. В нем приняли участие больше 30 актеров. Это можно сравнить разве что с прошлогодней премьерой «Салемских ведьм» — тогда задействовали 23 артиста

mos.ru - Официальный сайт Мэра Москвы

[ свернуть ]

Добавить отзыв